Как уже сообщалось, 7 апреля в нейтральных водах Норвежского моря, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья, затонула советская торпедная подводная лодка с атомной энергетической установкой. Из 69 членов экипажа спасены 27. Эта подводная лодка была принята на вооружение советским ВМФ в 1983 г. и была единственным кораблем данной серии. На борту подлодки находились ракеты и несколько торпед, две из которых имели ядерные заряды.
Напомним, как развивались события.
11.02 (время московское) - в 7-м, а затем в 6-м отсеках подлодки возник пожар. Объявлена боевая тревога. Командир корабля капитан 1-го ранга Е. Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. В воздух поднята авиация, в район бедствия направлены самые быстроходные корабли ВМФ СССР, включая атомный ракетный крейсер "Киров". Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно "Колгуев" и плав-база "Алексей Хлобыстов".
12.26 - подлодка начала подавать закодированные сигналы бедствия, которые не могли быть приняты норвежскими спасательными службами.
17.00 - самолет-разведчик "Орион" с базы норвежских ВВС в Анде получил приказ вылететь в район острова Медвежий для выяснения ситуации.
17.15 - подлодка затонула на глубине около 1500 м. Экипаж, за исключением 4 человек, погибших при пожаре, оказался в воде, температура которой плюс 2 градуса.
17.30 - министр обороны Норвегии Ю. Й. Хольст получил информацию о пожаре на советской подлодке по собственным военным каналам.
17.50 - "Орион" прибыл в район бедствия, где обнаружил плотик, облепленный людьми, и в 100 м от него - два безжизненных тела.
18.20 - 30 из оставшихся в живых моряков подняты на борт плавбазы "Алексей Хлобыстов". Трое из них умерли по пути в Североморск.
23.30 - норвежские журналисты обращаются в институт лучевой гигиены в Осло с просьбой взять пробы воды на радиоактивность в районе катастрофы.
24.00 - американская телекомпания Си-эн-эн передает информацию о случившемся, полученную от своего корреспондента в Пентагоне.
8 апреля в 11.41 ТАСС передал первое сообщение о катастрофе.
Как заявил министр обороны СССР Д. Т. Язов, подводники проявили "отвагу, пытаясь спасти свой корабль".
Но все ли возможное было сделано для спасения жизни моряков? Почему советская подлодка подавала закодированный, а не международный сигнал бедствия? Почему, узнав о случившемся, мы не обратились за помощью к норвежским властям, благо уже давно существует межправительственное соглашение о предоставлении помощи гражданам двух стран, оказавшимся в экстремальной ситуации на море? Для чего тогда, спрашивается, созданы специальные спасательные штабы в Буде (Норвегия) и Мурманске? Почему о случившемся в штабе в Буде узнали лишь через 12 часов после начала пожара и 6,5 часа после гибели подлодки? Ведь помощь могла бы поспеть уже через 1,5 - 2 часа, и жертвы среди подводников были бы минимальными. Как сообщила нам из Осло официальный представитель МИД Норвегии по вопросам печати С. Ромундсет, 11 апреля в стортинге (парламенте) состоялось обсуждение действий норвежского министра обороны, проявившего пассивность в сложившейся ситуации.
По материалам советской и зарубежной печати подготовили П. ЛУКЬЯНЧЕНКО, Ю. СИГОВ