НА ВОПРОСЫ еженедельника "Аргументы и факты" отвечает ветеран-подводник Вадим КУЛИНЧЕНКО.
Наша справка. КУЛИНЧЕНКО Вадим Тимофеевич родился в 1936 году в городе Острогоржске Воронежской области. В 1958 году окончил 1-е Балтийское высшее военно-морское училище подводного плавания. После выпуска получил распределение на Северный флот, где проходил службу на дизельных и атомных ракетных подводных лодках, в штабе СФ. С 1980 года - старший офицер Главного штаба ВМФ СССР. Капитан 1 ранга в отставке.
- Сразу же после трагедии с АПЛ "Курск" вы высказали версию о ее столкновении с подводной лодкой НАТО. Чем была подкреплена ваша уверенность?
- В первую очередь личным опытом. Пока, к сожалению, в этом деле еще не расставлены все точки над "i", а правительственная комиссия и офицеры Главного штаба ВМФ хранят молчание. Хотя их молчание можно понять. После столкновения моей атомной подлодки с "англичанкой" в 1967 г. нам тоже было запрещено что-либо говорить.
- Но как же могли оказаться иностранные подлодки в районе учений, причем на таком близком расстоянии?
- Зная неподдельный интерес разведок НАТО к нашим военным секретам, мы всегда дополнительно проводили разведку всего полигона. Могли "вычислить" даже заблудившегося кита, не то что иностранца. Но теперь, как это ни горько признавать, мы практически не контролируем район учений. В первые дни никто даже не смог сразу опровергнуть версию столкновения с ледоколом.
- Вы сказали, что такие столкновения были и раньше. Причем вы были очевидцем...
- Подводные лодки всегда считались и будут считаться самым сверхсекретным и самым таинственным оружием любого государства. А американцы, опьяненные успехами своей компьютерной техники, буквально лезли под винты наших субмарин, чтобы записать их шумовые портреты. И столкновения становились чем-то обыденным. Но об этом никто не говорил. Ни мы, ни они.
Это произошло в ноябре 1967 г. в Баренцевом море. Наш атомный подводный ракетоносец К-131 выполнял контрольный выход в море перед автономным плаванием.
Около 19.00 я заступил на командирскую вахту. По команде необходимо было выполнить определенный маневр. Скорость нашей субмарины была уменьшена до 12 узлов. После очередного доклада акустиков, что горизонт чист, мы стали подниматься с глубины 120 метров.
Лодка уже принимала горизонтальное положение на глубине 80 метров, когда произошел неожиданный удар снизу. Наша АПЛ вздыбилась буквально на 40 . Но, к счастью, повреждения оказались не очень серьезными, и мы попытались всплыть. Уже с мостика увидели силуэт уходящей иностранной субмарины. Доложили о столкновении в штаб флота. Но документально это подтвердить не смогли - акустики ничего не слышали, ибо в момент аварии у них светился весь экран и определить направление иностранной подлодки было невозможно.
Мы возвращались на базу досрочно. На причале нас уже встречала правительственная комиссия. Сразу же после доклада командира водолазы приступили к осмотру АПЛ, а потом ее поставили на ремонт в док. Оказалось, что в носовой части нашей подлодки огромная рваная пробоина размером с грузовик. Во время ремонта со дна цистерны главного балласта моряки выгребли около сотни красных и зеленых осколков зеркальных стекол и 25-килограммовый кусок серебристого металла, как потом выяснилось - английского.
- И вы уверены, что столкнулись именно с английской подлодкой?
- Эту дизельную подводную лодку с серебряно-цинковыми аккумуляторами нам показали на фотографии в норвежском порту чуть позже ребята из разведки. Англичане добрались до базы лишь на третьи сутки после столкновения. Так как наш киль смял ей рубку, подлодка не могла выйти на связь и сообщить о своем местонахождении. Но англичане тогда шума не подняли, молчат они об этой аварии и сегодня.
- На ваш взгляд специалиста, можно ли было избежать аварии и можно ли было спасти оставшийся в живых экипаж "Курска"?
- Не могу понять, почему подлодка такого класса должна была выполнять боевую задачу на участке полигона, где глубина всего 100 метров. Я считаю это преступлением. Лодка длиной 150 метров обязана выходить на полигон с глубиной не менее 250 метров. Иначе она практически не имеет возможности для маневра. Что касается экипажа АПЛ "Курск", то спасатели и моряки делали все что могли. И даже больше.
- Рассматривается несколько вариантов подъема АПЛ "Курск" со дна моря. Кто-то предлагает понтоны, кто-то - воздушные шары. Есть ли у вас свой вариант?
- Думаю, что не надо изобретать велосипед. Опыт подъема подводных лодок уже есть у нас в стране. В том числе и в Баренцевом море. Подъем С-80 с глубины 200 метров уже был в нашей истории летом 1969 года.