В ПЕРВЫЕ ДНИ СЪЕЗДА народных депутатов СССР произошло событие, на которое, может быть, и не все обратили внимание. Но руководителям Моссовета пришлось приложить немало усилий для его осуществления. На период работы Съезда было необходимо подобрать место встреч молодых депутатов-москвичей со своими избирателями, т. е. образовать неформальную околосъездовскую трибуну, которая стала сегодня наиболее горячей точкой Москвы. Об этом наш корреспондент В. АЗАРНИКОВА беседует с первым заместителем председателя исполкома Моссовета Ю. А. БЕЛЯКОВЫМ.
- Юрий Алексеевич, наверное, потребность связать свои позиции по наиболее острым социально-экономическим и политическим проблемам с мнением кандидатов в депутаты появилась у москвичей задолго до Съезда?
- Да. И местом встреч стали любимые москвичами и гостями столицы площади в центре города и его районов. В ходе заседания высшего государственного органа страны потребность в общении резко возросла. Поэтому определение площади в Лужниках, где может собраться более ста тысяч человек, оказание технической и организационной помощи в проведении встреч и митингов стали конкретными рабочими действиями исполкома Моссовета.
- Но ведь такую площадку можно было найти и раньше. Тогда и городские власти избежали бы многих неприятностей, связанных хотя бы с действиями наиболее экстремистских групп?
- Далеко не всякие действия, в том числе связанные с нарушением норм поведения, следовало бы поощрять. Кстати, те же Лужники, предназначенные для проведения спортивных мероприятий, праздничных репетиций, уже в течение нескольких месяцев, зимой и весной, проходили своеобразную "обкатку" на митингах некоторых неформальных объединении. Отрабатывалось взаимодействие руководителей митингов с правоохранительными органами, организация транспорта, связи, без помощи которых в таком деле не обойтись.
- Да, организаторы митингов вынуждены считаться с мнением властей. И без эксцессов, как правило, проходят те мероприятия, на которые дано специальное разрешение исполкома. Как дается наука уважать друг друга?
- С плюрализмом мнений надо считаться. И в ходе митингов, и на трибуне Съезда выявляются трудности ведения политического диалога, особенно по острым проблемам. В трактовке тех или иных вопросов ораторы прибегают к домыслам, иногда некорректным и необоснованным обвинениям. На трибуны рвутся люди, для которых главное - заявить о себе, причем чем громче, тем лучше. Такой человек тонет в эмоциях. И мне порой кажется, что за многих выступающих краснеют сами организаторы. С недоумением я, например, воспринял слова публициста Ю. Черниченко в одном из номеров вашей газеты в свой адрес о том, что я унизил его как депутата. Очень жаль, что Юрий Дмитриевич столь возбужденно воспринял атмосферу митинга и допустил досадные искажения, пересказывая свои впечатления.
- Выступают ли на митингах представители власти?
- Естественно. Но, к сожалению, чаще тогда, когда собрание перехлестывает установленные границы, когда возникает опасность беспорядков. Ведь безопасность людей в ходе массовых мероприятий - это прежде всего наша забота. Организаторы, как правило, об этом забывают, а иногда просто провоцируют людей на столкновение с представителями властей.
- Но ведь людям надо дать высказаться.
- Публичные выступления оправданны. Они дают повод для размышления, для демократического сопоставления точек зрения. Но все должно быть в рамках закона. Врать не силой, а глубиной мысли - это главное. Культуре дискуссий еще нужно учиться. Мы всерьез занялись этой проблемой. Начинаем прежде всего с себя. Умение вести политический диалог с народом должно быть определяющим качеством каждого представителя власти. Кроме того, совместными усилиями исполкомов райсоветов и общественности в городе создаются клубы избирателей, где многие депутаты ежевечерне рассказывают людям о ходе Съезда, дискуссиях, дебатах. Такие клубы активно функционируют в Ленинском, Люблинском. Октябрьском, Тушинском и других районах столицы. Во многих жилых кварталах возникают органы общественного самоуправления.
- Поподробнее об этом, пожалуйста.
- Это демократическая система саморегулирования жизнедеятельности районов, в которой участвует население, трудовые коллективы, общественные организации.