Двадцать фильмов участвуют в конкурсной программе XVI Московского международного кинофестиваля. Среди них и картина молодого советского режиссера К. ЛОПУШАНСКОГО "Посетитель музея". Зрители знакомы с первой работой этого мастера "Письма мертвого человека", "вторая принесла ему мировую известность. Завидная судьба начинает складываться и у новой ленты: прямо с монтажного стола она попала на фестивальный экран. Но просмотр еще впереди, а пока предоставим слово ее автору.
Действие моей картины происходит в XXI, а может быть, и в XXII веке. Не знаю, потому и не берусь предсказывать, когда человечество подойдет к краю пропасти. Мы каждый день становимся свидетелями последствий нашей неразумной деятельности: пересохшие моря, кислотные дожди, озоновые дыры, авария в Чернобыле, дети-уроды...
По данным ученых, за последние два десятилетия загрязнение биосферы химическими соединениями, которые вызывают мутацию, усилилось настолько, что превышает подобное воздействие фоновой радиации. Сегодня больше 10% детей на планете рождаются с наследственными дефектами. Все это говорит о том, что человек может измениться как биологический вид.
То, что сейчас лишь кажется страшным предположением, в моем фильме сбывается - происходит экологическая катастрофа, и в аду, сотворенном на Земле человеком, рождается социум мутантов. Они отвержены обществом, выброшены в резервации, где обречены на страдания и гибель. Эти существа, живущие на свалках промышленных отходов, только внешне напоминают людей. Они утратили разум и волю. Их жизнь - это жизнь после смерти.
Цель картины - окликнуть людей планеты, подошедших к опасной черте. Еще вчера сам термин "экологическая катастрофа" казался сильным публицистическим образом, и только. А сейчас мы уже различаем ее приметы в существующей реальности. Человечество начинает выплачивать по страшному счету за преступное легкомыслие в течение столетий.
Цель науки и культуры раскрыть самоубийственную сущность безответственного прогресса, заставить, если еще не поздно, пересмотреть цели и этику прогресса. Если еще не поздно...
Я не знаю, докричится ли до кого-нибудь мой герой, прошедший свой скорбный путь, но хочется верить, что его услышат.