Примерное время чтения: 5 минут
261

С 1970 ПО 1988 Г. ЧИСЛО ФАКТОВ СПЕКУЛЯЦИИ УДВОИЛОСЬ. Новое в наказании за спекуляцию

Теме спекуляции 2 года назад был посвящен "круглый стол", проведенный с участием ведущих специалистов МВД СССР (см. "АиФ", 1987, N 15). Обсуждались экономические причины спекуляции, поднимались вопросы о несовершенстве законодательства.

Недавно в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях внесен ряд изменений. Мы попросили прокомментировать новый Указ Президиума Верховного Совета РСФСР полковника милиции Ю. ЛУЩАЯ.

НОВЫЙ УКАЗ Президиума Верховного Совета РСФСР направлен на усиление ответственности за деяния, являющиеся как бы сопутствующими спекуляции. Здесь вновь следует напомнить высказанную К. Марксом мысль о том, что мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. Именно в связи с этим из общего понятия нарушений правил торговли выделены факты продажи товаров со складов, баз, подсобных помещений магазинов, столовых и ресторанов или припрятывание там изделий от покупателей. Речь не идет о пособничестве спекулянтам или отпуске товара за взятку. В подобных случаях будет действовать уголовный закон. А вот разовая, даже бескорыстная его продажа знакомым, родственникам или другим "нужным людям", припрятывание изделий даже в целях "регулирования" плана товарооборота подлежит наказанию в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 рублей, а на продавцов, буфетчиц, официантов и других рядовых работников - до 50 рублей.

Указ установил ответственность за продажу гражданами не произведенных ими товаров и предметов по ценам, превышающим розничные. В отличие от спекуляции здесь не имеют значения факты извлечения наживы. За продажу товаров по ценам выше розничных установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 100 рублей с конфискацией предметов торговли. При повторном случае штраф возрастает до 200 рублей и предусматривается возможность назначения судьей исправительных работ на срок до двух месяцев с удержанием 20% заработка.

Ранее в силу высокой латентности (скрытности) спекуляции многие обнаруженные факты преступных посягательств оставались безнаказанными. Уголовный закон справедливо требовал установить не только факт наживы, но и умысел на ее извлечение, возникающий еще до скупки товара. Иначе признаки спекуляции, естественно, отсутствовали.

Независимо от того, как юриспруденция обозначала те или иные деяния (исключительно в силу их доказанности), народ называл вещи своими именами и обоснованно требовал усиления борьбы именно со спекуляцией. До 4 - 9 тыс. рублей "желающим" приходится переплачивать за импортный мебельный гарнитур, до половины стоимости доходит такая "наценка" на телевизоры, холодильники, в пять раз дороже обходится покупка косметики. Пара модных женских сапог на одном из "черных" рынков Азербайджана, например, оценивалась более 500 рублей, мужской костюм - 1,5 тысячи рублей, а пачка импортных сигарет - 15 рублей.

Новый Указ, кроме того, усилил ответственность за торговлю с рук в неустановленных местах промышленными товарами, установив размер штрафа до 50 рублей.

Существенно изменилась ответственность за мелкую спекуляцию. 20 лет назад нажива в 100 рублей была признаком спекуляции, совершенной в крупных размерах. Сегодня законодатель определил ее как границу мелкой спекуляции. Это приведет к тому, что около трети фактов правонарушений, из числа ранее оцениваемых как преступления, будут рассматриваться в виде административных проступков. При этом меры административного наказания существенно усиливаются. Размер штрафа, скажем, увеличен в два раза и составляет до 100 рублей. При повторном привлечении к ответственности - до 200 рублей или исправительные работы на срок до 2 месяцев с удержанием 20% заработка. В любом случае предметы спекуляции подлежат конфискации. Сохранена уголовная ответственность за неоднократную (более двух раз) мелкую спекуляцию в случаях предшествующего применения мер административного воздействия.

Новый закон об административной ответственности охватил все основные вопросы усиления борьбы со спекуляцией, то есть с такими преступлениями, которые, образно говоря, наступали на нас. Так, за период 1970 - 1988 гг. число фактов спекуляции увеличилось в 2 - 3 раза, а количество неоднократных сделок, а также совершенных в крупных и особо крупных размерах возросло почти в 6 раз. К этому следует прибавить те преступления, которые, в силу недоказанности умысла на наживу в период скупки перепродаваемых затем товаров, статистикой остались неучтенными. Безнаказанность создавала условия для широкого развития преступности, приводила к устойчивости образуемых противоправных формирований. Это уже признаки организованной преступности.

Однако в 1988 г. групповые случаи спекуляции выявлялись только в одном из десяти регистрируемых преступлений, а число участников редко превышало 2 - 3 человека.

Новое административное законодательство - лишь первый шаг в наступлении на спекуляцию. Нормативная база - основоопределяющий, но далеко не решающий фактор борьбы с преступностью. Скрытным ухищрениям преступников должны быть противопоставлены не менее скрытные для них действия милиции. Однако есть здесь еще немало проблем. У преступников - новейшая ввозимая из-за рубежа техника. Они безнаказанно могут прослушивать незащищенную милицейскую волну, личные разговоры граждан. Но если такое позволит даже в отношении опаснейшего преступника работник милиции, его ждет уголовная ответственность. Необходимо, кроме того, и хорошее техническое оснащение милиции. Зачастую работнику милиции приходится буквально выпрашивать для задержания преступника автомашину или бензин. Несовершенная у нас связь, примитивная техника фото- и видеосъемки, крайне ограничены возможности использования ЭВМ.

Все эти вопросы неразделимы с происходящей перестройкой общегосударственной системы борьбы с преступностью. Прежние попытки, рассчитанные на сиюминутные изменения, себя не оправдали, так что предстоит серьезная работа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно