В последнее время наше отношение к эмигрантам и советским гражданам, постоянно проживающим за рубежом, начало меняться. Мы как будто поняли, что они в подавляющем большинстве своем не враги (хотя есть и такие), а соотечественники, и отношение к ним должно быть соответствующим. Интересы всех граждан СССР, находящихся во временной командировке или постоянно проживающих за границей, призваны защищать советские консульства.
О работе одного из них - советского консульства в Дамаске - специальный корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с заведующим консульским отделом, советником посольства СССР в Сирии Я. И. ИСЛАМОВЫМ.
ПОМИМО постоянно проживающих советских граждан, в Сирии живут работники совучреждений: посольства, торгпредства, ТАСС, АПН и других, а также гражданские и военные специалисты, помогающие строить и эксплуатировать различные объекты, обучать сирийский персонал, члены их семей. Всего советских граждан этой категории в Сирии находится в настоящее время порядка четырех тысяч человек.
Постоянно в Сирии проживают около восьмисот советских граждан, точнее - гражданок, вышедших замуж за сирийских граждан. Примерно столько же советских женщин приезжают сюда ежегодно по категории "частный въезд", то есть по приглашению своих сирийских мужей.
- С какими проблемами приходится сталкиваться вам как консулу при работе с постоянно проживающими здесь советскими людьми?
- Фактически с теми же, с которыми сталкиваются они сами. Ведь мы призваны помогать им. Поэтому их проблемы - это в какой-то мере и наши проблемы.
А для советских женщин, вышедших замуж за сирийцев, как, наверное, и для всех смешанных браков, такой проблемой является психологическая несовместимость с той средой, в которую они волею судеб попали. К нам часто приходят наши молодые женщины с жалобами, что муж не разрешает выходить одной на улицу, избивает ее, требует, чтобы она отказалась от привычной ей одежды, выполняла всю работу по дому. В Союзе, говорят они, мой муж был совсем другим: веселым, щедрым, открытым. А здесь его словно подменили.
- Все правильно. Там он стремился понравиться своей будущей жене, старался вписаться в наше общество и походить на идеал мужчины в ее представлении. Здесь ему это не нужно, он вернулся в привычную для него среду. Теперь уже от женщины, жены, приехавшей к нему, требуется, чтобы она научилась жить по правилам, принятым в здешнем обществе.
- Девушки, вышедшие замуж "на выезд", а в основном это русские, украинки, белоруски из больших городов, часто не представляют себе, что их ждет. Они не знают ни языка, ни традиций и обычаев мусульманского общества, резко контрастирующих с порядками привычной для них среды. Даже если муж настроен по отношению к своей русской жене вполне либерально, он вынужден считаться с моральными установками общества в отношении семьи и поэтому заставляет свою жену вести себя соответственно. Отсюда конфликты.
- И что же, консульство занимается разрешением семейных скандалов?
- Да, и ими тоже. Потому что за ними следует развал семьи. На почве скандалов могут совершаться преступления, во всяком случае, от нездоровой обстановки страдают все члены семьи. Поэтому мы стараемся, если возможно, потушить скандал. Приглашаем в консульство мужа, в большинстве случаев выпускника советского вуза, беседуем с ним. Но, согласитесь, трудно, а то и невозможно бывает убедить взрослого мужчину со сформировавшимися уже взглядами и характером отказаться жить по обычаям, в которых он воспитан. А ведь мусульманское общество, и не только в Сирии, по нашим меркам, относится к женщинам довольно жестко. Принять его порядки, слиться с ними по-настоящему может только тот, кто в нем вырос. В любом обществе чужаку приходится несладко, но слабой женщине, одинокой перед лицом часто враждебной семьи мужа, приходится тяжко втройне.
- Что бывает, если ваши переговоры заканчиваются неудачей и разрыв неизбежен?
- В этом случае закон всецело на стороне мужа. Дети, если он захочет, остаются с ним. Жена, даже разведенная, может выехать за границу только с его разрешения. И, к сожалению, не так уж редко к нам прибегают и даже приезжают из других городов русские женщины с детьми, без копейки денег, и просят отправить в Союз, потому что жизнь их стала невыносимой. И - что делать? - отправляем за счет государства, правда, с последующей оплатой стоимости билетов в СССР в рублях.
- Предвижу возмущение некоторых наших читателей: нечего тратить на них валюту, раньше надо было думать, когда выходила замуж...
- Полагаю, что те, кто так думает, не совсем правы. Ведь и в СССР процент разводов высок. Ошибку в жизни может совершить каждый, здесь же она только усугубляется условиями пребывания за рубежом.
Обязанность консульских работников - помогать всем советским людям, по тем или, иным причинам находящимся за границей. Этого требует от нас и наш министр Э. А. Шеварднадзе, сказавший, что загранработникам МИД СССР необходимо повернуться лицом к нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, и лицом приветливым.
- Ну хорошо, а сами женщины, разве они не могут здесь работать и помогать семье?
- По данным посольства, большинство наших женщин, имеющих высшее и среднее образование, не могут найти себе в Сирии никакой работы. Более того, их сирийские мужья, обучавшиеся в СССР, также зачастую не имеют работы - сказываются ошибки в планировании подготовки кадров, а также экономические проблемы страны, о которых я говорил. Вот и приходят к нам иногда в посольство семьи, которые живут за чертой бедности.
- Есть, однако, страдания материальные и есть духовные. Те, кто подолгу бывал за границей, знают, что такое тоска по Родине. Любовь к избранному спутнику жизни не убивает любви к местам, где ты родился. Как помогает посольство и консульство нашим женщинам в том, чтобы они не чувствовали себя оторванными от родной почвы?
- В Дамаске работает Советский культурный центр. При СКЦ существует клуб соотечественниц, постоянно проживающих в Сирии, именуемый "Родник". Для детей от смешанных браков действуют кружки русского языка, музыки и др. Аналогичные клубы созданы и в других крупных городах: Алеппо, Латакии, Хомсе, Сувейде, Хаме, но там нет советских культурных центров, поэтому нам сложнее помогать им.