Мы продолжаем рубрику "В кулуарах съезда", которая, судя по отзывам, привлекла внимание читателей. Вот такая обстановка складывалась во Дворце съездов в последние несколько дней.
События в Румынии приковали всеобщее внимание. Все задавали себе вопрос - на чьей же стороне румынская армия? Сегодня это известно, но в те дни тревожные дни могло случиться самое разное. Во всяком случае первые сообщения были о том, что большинство военных отказались стрелять в свой народ. Представляет, вероятно, интерес, как оценили это наши военные - народные депутаты СССР.
Заместитель министра обороны СССР В. Шабанов:
- Я противник применения силы армии для разгона любых, особенно политических демонстраций;
Маршал С. Ахромеев:
- Кто же может относиться хорошо к действиям армии, когда она стреляет в свой народ?
Адмирал флота А. Сорокин:
- Во-первых, мы полной информации никакой не имеем на этот счет. Если войска поддерживают восставших и не допускается кровопролитие, то мы за это, за такое решение проблемы.
Генерал-полковник Б. Громов, командующий Киевским военным округом:
- Армия не должна была действовать против народа. А вот вторую часть ее действий, когда она сказала, что она с народом, - я поддерживаю.
В ОТЛИЧИЕ от западных демократий, представленных в своих парламентах преимущественно профессиональными политиками, наши депутаты - в подавляющем большинстве представители обычных, профессиональных групп. Но есть и такие, чье призвание - служение богу. Долгие годы они существовали как бы сами по себе, но сегодня их непривычные для глаз атрибуты - рясы, клобуки, чалмы - все чаще попадают в кадры парламентских теле- и фотообъективов.
Насколько они ощутили себя причастными к политической жизни? На этот вопрос ответил председатель духовного управления мусульман Закавказья шейх уль-ислам Аллажшукур Паша-заде:
- Первые дни для нас было трудно войти в эту жизнь, потому что давно - уже 70 лет - мы отошли от этой жизни.
Конечно, мы еще не сказали свое слово, не выступали. Мы ждем, что III Съезд даст, нам больше. Поскольку ждем от него принятия законопроекта о свободе совести. Тогда, думаю, все духовенство будет участвовать в обсуждении.
Вообще, я доволен. Съезд берет нормальный ритм, работает. Чувствуется, что он делает очень многое.
Сегодня, хотя мы и говорим, что церковь отделена от государства, граждане не отделены от общества. Поэтому мы живем сегодняшней политикой. Поскольку меня выбрали не от общественной организации, а от национально - территориального округа, то мне приходится участвовать в политической жизни наших республик и регионов.
НАЧИНАЯ от входа в Кремль, от Боровицких ворот, буквально у каждой двери и лестницы Дворца съездов стояли спортивной выправки молодые люди - охрана Съезда. Комментирует заведующий пресс-центром. Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов А. Масленников:
- На Съезде присутствует несколько групп людей. В том числе - депутаты и журналисты. Никаких эксцессов с ними не было. Насколько я знаю, журналисты относятся к категории людей, склонных создавать иногда определенный хаос. Особенно люди с камерами. ТВ, как известно, очень конкурентная сфера. Они идут иногда напролом, потому что тот, кто оказался ближе, имеет лучший ракурс.
Был случай, когда в зале небольшая группа журналистов устремилась в перерыве к трибуне, к председательствующему. Они попытались растолкать народных депутатов. По этому поводу депутаты принесли мне протест. После этого "прямых атак" журналисты не делали.
Охраной проводится проверка на металл и прочее - как и во многих парламентах мира и всех организациях, где собирается много людей. Начиная от аэропорта и кончая любой национальной конференцией или съездом партии.
- А как быть с разного рода листовками, газетами? Их разрешено приносить?
- Это было. Но мы не разрешаем приносить их на территорию пресс-центра Съезда и распространять отсюда такого рода "партизанскую" литературу, откуда бы она ни исходила.