Примерное время чтения: 6 минут
168

ВЫБОРЫ В СОВЕТЫ. Чтобы соблюдался закон

Беседа нашего корреспондента с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР доктором юридических наук, профессором М. КУКУШКИНЫМ.

- Михаил Иванович, нынешние выборы в республиканские и местные органы власти, как известно, проводятся в соответствии с новым избирательным законом. В чем их особенности?

- Их немало. Скажу о главных. Во-первых, весьма важно то, что теперь в Российской Федерации будет образован новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов. Из общего состава депутатского корпуса станет формироваться Верховный Совет РСФСР. Он, в свою очередь, будет состоять из двух равноправных палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Понятно, что уже эта особенность определяет кардинальное отличие предстоящих выборов от предыдущих.

Во-вторых, в нынешней кампании не будут проводиться окружные собрания избирателей, которые вызвали много критических замечаний в ходе выборов народных депутатов СССР.

В-третьих, новый избирательный закон РСФСР не предусматривает выборы народных депутатов республики от общественных организаций. Права этих организаций уравнены с правами трудовых коллективов и избирателей по месту жительства.

В-четвертых, впервые получили возможность выдвигать своих кандидатов коллективы средних специальных и высших учебных заведений.

Есть в новом избирательном законе и другие изменения, уточнения, в результате которых он стал более демократичным и точным, полнее отражает интересы избирателей республики.

- А каковы масштабы развернувшейся работы?

- Россия огромна. На ее территории проживает почти 150 млн. человек - представителей более 100 национальностей. В Федерацию входят 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 49 областей. Отсюда и масштабность. Все это многообразие мы обязаны учитывать в своей работе.

На Съезд будет избрано 1068 народных депутатов, или на 93 человека больше, чем их в нынешнем Верховном Совете. В связи с этим изменилась структура избирательных округов. Если раньше их было 975, то теперь образовано 900 территориальных и 168 национально- территориальных округов, причем половина последних - в автономных территориях...

- А каков состав Центризбиркома?

- 25 членов комиссии, работающих на общественных началах, председатель, два заместителя и секретарь. Есть свой аппарат в количестве 67 человек. Центральная избирательная комиссия по новому закону будет теперь работать постоянно. Однако в период между избирательными кампаниями ее аппарат будет значительно сокращен.

- В избирательной кампании уже закончены такие важные этапы, как формирование избирательных округов и их комиссий, выдвижение кандидатов в депутаты. Как, на ваш взгляд, они прошли?

- Считаю, что работа была более организованной и продуктивной, чем на предыдущих выборах. Этому, в частности, способствовало то, что были извлечены уроки из прошлых ошибок и просчетов. Немаловажным оказалось и то, что в составе комиссий работает много товарищей, накопивших необходимый опыт. Всем трудовым коллективам и организациям была предоставлена возможность выдвинуть своих кандидатов в депутаты, меньше чинилось при этом препятствий. Лучше были проведены и организованы собрания по месту жительства.

Но были и недостатки. В некоторых округах, например, выдвижение кандидатов затягивалось по срокам. О том, что не все шло гладко, свидетельствуют и поступившие в Центризбирком обращения граждан. Их вопросы связаны с обеспечением выполнения общих положений Закона о выборах, требований закона о порядке выдвижения кандидатов, их регистрации и обеспечении гарантий деятельности. Были конфликтные ситуации, вызванные отсутствием на собрании по выдвижению кандидатов необходимого кворума. Были случаи выдвижения по территориальным округам лиц, не проживающих и не работающих на территории области, края, автономной республики, что законом запрещено. Нередко и окружные избирательные комиссии проявляли негибкость, формальный подход, что, естественно, вызывало возмущение и жалобы избирателей. Особенно это касалось собраний по месту жительства.

Подобных обращений поступило около тысячи, Центризбирком оперативно реагировал на них.

- Много ли кандидатов выдвинуто?

- В основном по нескольку человек на один мандат. Но есть, к сожалению, и такие округа, где будет баллотироваться один кандидат. Это законом не запрещается, но вариант не лучший. Судя по опыту, такие "выборы" могут окончиться плачевно для тех, кто старался это сделать.

- В прошлой избирательной кампании было немало фактов, когда кандидаты в депутаты и их "команды" оказались в неравных условиях своей деятельности. Какие меры предусмотрены для устранения этого неравенства?

- Гарантии деятельности кандидатов в народные депутаты РСФСР предусмотрены в специальном разделе Закона о выборах. Здесь определено, что кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях. Чтобы никто из претендентов на мандат депутата не чувствовал себя ущемленным, все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся только за счет государства. Каждому кандидату на период выборов будет выделено 520 рублей. Финансирование или материальная поддержка кандидатов предприятиями, учреждениями, отдельными гражданами, кооперативами не допускается.

- Какие меры предусмотрены в случаях нарушения Закона о выборах?

- К уголовной ответственности привлекаются лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению права избирать или быть избранным, вести предварительную агитацию, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты, допустившие другие нарушения. Заявления о подобных фактах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после них, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно.

- Каков ныне порядок регистрации кандидатов?

- В основном он прежний. Однако эта операция теперь будет сложнее. Ведь может быть представлено и 10, и 15 кандидатов. Практика же показывает, что некоторые из кандидатов выдвигаются по 2 - 3 округам и до последнего момента ждут, гадают, какой округ выбрать для регистрации. Это создает организационные затруднения.

Новое законодательство предусматривает, что если кандидат зарегистрировался в одном округе и вдруг решил снять свою кандидатуру, то в другом избирательном округе зарегистрироваться он уже не может. В прошлом такой нормы не было.

- Высказывается мнение, что все собрания и встречи кандидатов должна организовывать только избирательная комиссия, что без нее кандидату и шагу ступить нельзя.

- Я не согласен с подобными суждениями. В соответствии с Законом, избирательная комиссия организует лишь собрания. А все встречи в любой форме - дело самого кандидата. Сколько он хочет, столько пусть и встречается.

Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно