Примерное время чтения: 7 минут
93

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (23.03.1990)

Экспортер с затянутым поясом

РАБОТНИКИ внешнеторгового ведомства нашей страны много и охотно говорят о... продовольственном импорте и почти ничего - об экспорте продовольствия. Подразумевается, наш продовольственный экспорт столь незначителен, что разговоры на эту тему не заслуживают внимания. Похоже, и некоторые журналисты, попадая под "гипноз" внешнеторговых чиновников, берутся отстаивать эту точку зрения. Я же возьму на себя смелость утверждать обратное.

Действительно, наш продовольственный экспорт несравним с импортом продовольствия, но все же, следуя славным традициям государства российского, мы худо-бедно поставляем за рубежи Отечества ежегодно свыше 2 млрд. кг основных продуктов питания (не считая зерна), выручая за них примерно 500 млн. рублей в год.

Что же включает в себя советский экспорт продовольствия?

Если не считать деликатесов, то это (в млн. кг.): мука и крупы (600), сахар (150 - 200), масло растительное (120), овощи, фрукты, ягоды (50), мясо и мясопродукты (30 - 40), мясные консервы (80 тыс. условн. банок), мед пчелиный (20), масло коровье (20), молочные продукты (60 млн. руб.).

А какова география нашего продовольственного экспорта? Примерно половина всего продовольствия поставляется в союзные страны, прежде всего на Кубу и Вьетнам, четверть поступает в развивающиеся страны, в том числе в такие, как Египет и Нигерия. Да и развитые капиталистические страны мы тоже не обижаем - ежегодно отправляем туда 500 млн. кг высококачественных продуктов питания. Знай наших!

Что такое 2 млрд. кг продуктов питания? Много это или мало для страны, которая распределяет их по карточкам? Нетрудно подсчитать, исходя из житейских и карточных норм потребления и распределения, сколько наших граждан в течение года можно было бы обеспечить экспортируемым питанием: мукой и крупами - 50 -60 млн., сахаром 15 - 20, маслом растительным - 12 - 20, медом - 20 - 30, маслом сливочным - 1,5 - 2, мясом и мясопродуктами - 1,5 - 2, овощами и фруктами - 1 - 2.

А. Горшков, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ВНИИВС, Москва.

Элитарные пассажиры

2 ФЕВРАЛЯ мы с коллегой С. Шведовым должны были вернуться из Саратова в Москву рейсом 762 Аэрофлота (командир экипажа пилот 1-го класса т. Клейменов). 117 пассажиров заняли места в самолете, и в 16 час. мы должны были взлететь. Однако самолет по неизвестным нам тогда причинам вовремя не взлетел. Ждем полчаса, час - самолеты других рейсов взлетают, а нам руководство аэропорта и командир экипажа все говорят о "нелетной" погоде. Спустя 1,5 часа, после того как в самолете были освобождены три лучших места (прямо перед нами), из подъехавших к трапу черных "Волг" вышли двое солидных мужчин и женщина и заняли места в самолете. Позже мы узнали, что рейс был задержан из-за руководства Саратовского обкома КПСС, спешившего в Москву.

Самолет вырулил на взлетную полосу, но начался снегопад, опустился туман, и всех пассажиров вернули в аэропорт. Представляете картину всеобщего негодования пассажиров, особенно с малолетними детьми и тех, которые следовали через Москву транзитом!

117 человек прибыли в Москву ночью, промучившись 19 часов в переполненном зале аэропорта.

Партийное же руководства области, благополучно пересев в подъехавшие к трапу "Волги", видимо, спокойно отправилось в Москву в спальных вагонах поезда.

В. Щербинин, Москва

"Хотел бы вернуться на Родину..."

ТАК Я ОТВЕТИЛ на вопрос корреспондента в интервью, помещенном в "АиФ" N 1, - "Не боюсь быть белой вороной". Мой ответ требует продолжения, ибо может возникнуть впечатление, что меня и других политэмигрантов чуть ли не "простили" и "разрешили" нам вернуться.

Однако это отнюдь не так. Вопрос должен ставиться иначе. Считаю, что правительство должно пригласить вернуться политэмигрантов, которые не только не совершали никаких антиконституционных действий, а наоборот - открыто, выступали в период застоя за то, за что сейчас выступают инициаторы перестройки, и. кроме того, должно извиниться перед ними за тот ущерб, который им был причинен предыдущим правительством, и возместить этот ущерб. Всем этим политэмигрантам следовало бы вернуть советское гражданство.

Между тем проблема реэмиграции решается половинчато. Недавно восстановили в советском гражданстве Ростроповича и его жену. Это, конечно, хорошо. Но почему только их? Он потребовал восстановить в гражданстве Солженицына. И опять-таки - почему только Солженицына?

Должен же быть какой-то принцип: либо всех, кто потерял советское гражданство ввиду преследований за инакомыслие, либо никого - такова суть правового государства: в нем не могут быть для одних одни законы, а для других - другие.

Причем должно быть возвращено советское гражданство не только тем, кто его был лишен по решению Президиума Верховного Совета, но и тем, кто в результате политических преследований вынужден был уехать по "израильской визе" (на чем настаивал КГБ), дабы не оказаться в очередной раз в заключении.

Кроме того, чтобы вернуться в страну, нужно получить жилье, работу, ну а тем, кто был выслан из страны в пенсионном возрасте, должна быть возвращена пенсия за все годы вынужденной эмиграции (кстати, любое государство, кроме нашего, высылает пенсию в ту страну, где пенсионер хочет или вынужден жить).

Ввиду того, что эти вопросы не решаются, никто из известных мне политэмигрантов пока в Союз не вернулся.

П. Абовин-Егидес, Париж

И снова о мыле

Я ЖИВУ в Башкирской АССР. Талонов на моющие средства у нас пока не ввели, но и купить их практически невозможно. Дают моющие средства по субботам. Иду я в пятницу с работы в 15.30 домой, заняла очередь. Перекличка должна быть в полночь. Пришла чуть пораньше - в 23.30 - и застала скандал в самом разгаре. Откуда-то, оказывается, возникли еще одни списки, еще одна очередь, и идет выяснение - кто прав. Расстроилась я и пошла домой. Лучше у спекулянтов куплю. У них уже такса на стиральный порошок: 1 стакан - 1 рубль.

Мне лично кажется, что мыльный дефицит - искусственный. Ведь хозяйственное мыло, к примеру, можно варить практически из любых биологических отходов: рыбы, мяса, жиров. Все, что нужно, - это добавить каустической соды. Любой мясокомбинат может иметь свой небольшой мыловаренный цех. Затрат - никаких, а доходы - большие. Полученное мыло можно продавать на вес, и храниться оно может долго, даже лучше становится.

А. З., г. Ишимбай

По "двойному" счету

В "АиФ" N 10 за 1990 г. была опубликована статья кандидата экономических наук А. Горшкова "Благосостояние населения и инфляция". Поскольку автор ссылается на данные об инфляции специалистов НИЭИ при Госплане СССР, а это скорее всего наши данные (см. "Коммерсант" N 4 и "Вопросы экономики" N 1 за 1990 г.), позволим себе прокомментировать содержащиеся в статье выкладки.

А. Горшков считает, что индекс инфляции в дефицитной экономике складывается из ценовой составляющей и прироста неудовлетворенного спроса. Это действительно так. Подобный способ оценки был предложен нами год назад ("Экономическая газета" N 13 за 1989 г.) и теперь официально используется Госкомстатом СССР. Правда, мы несколько расходимся в масштабах оценок: Госкомстат опубликовал цифру в 7,5%, а мы - 10 - 11%. Что же в свою очередь рассчитал А. Горшков? Он взял полученный нами индекс инфляции и прибавил к нему "госкомстатовскую" оценку индекса прироста неудовлетворенного спроса. Получились очень "звонкие" 16% инфляции в 1989 г.

Беда, однако, в том, что автор допустил довольно распространенную для неопытных экономистов ошибку - "двойной" счет. Ведь наша цифра уже содержит компоненту неудовлетворенного спроса - это очевидно из упомянутых выше публикаций. Зачем же прибавлять еще раз? Произошла эта ошибка, вероятно, из-за того, что А. Горшковым использовались не наши статьи, а ссылки на них других авторов, не раскрывавших суть наших цифр. Поэтому мы все же рискуем утверждать, что инфляция составила 10 - 11%, а не 16%.

А. Шмаров, кандидат экономических наук, зав. сектором НИЭИ при Госплане СССР. Н. Кириченко, научный сотрудник НИЭИ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно