Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Сколько человек живут за "чертой бедности"? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Г. ВАЛЮЖЕНИЧ отвечает директор Института народонаселения и социальных проблем АН СССР, доктор экономических наук, профессор Н. РИМАШЕВСКАЯ.
- Прожиточный минимум, или минимальный потребительский бюджет, который можно рассматривать как "порог бедности", представляет собой набор товаров и услуг (выраженный в ценах реальных покупок), который позволяет человеку удовлетворить минимально допустимые, с научной точки зрения, потребности.
Существует два принципиально различных метода определения минимума материальной обеспеченности: нормативный и статистический. Нормативный исходит из того, что определяются научно обоснованные нормы минимального потребления: питание, одежда, жилище, предметы культурно - бытового назначения, коммунально-бытовые услуги. Слабость его в том, что он не в достаточной степени учитывает реальную структуру потребления. Статистический же метод лишен этого недостатка. Исследования показывают, что в минимальном потребительском бюджете доля расходов на питание составляет сегодня половину всех расходов. Следовательно, достаточно удвоить сумму расходов на питание, чтобы получить полную величину прожиточного минимума. При этом необходимо учитывать не прейскурантные, а реальные цены покупок (с учетом использования рынка), и другие факторы.
При быстром росте цен прожиточный минимум должен устанавливаться ежегодно.
- Наталья Михайловна, по данный Госкомстата СССР, в 1988 г. ниже "черты бедности" проживали 41 млн. человек, или около 14,5% всего населения. Насколько, по-вашему, реальна эта цифра?
- Во-первых, эти данные получены на основании распределения населения по среднедушевому совокупному доходу, в который включается сумма льгот, получаемых семьями в виде дотаций (путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, содержание детей в дошкольных учреждениях). Между тем прожиточный минимум должен отражать не совокупный доход, а только денежный. Если исходить из этого, то численность малоимущих увеличится еще на 3 - 5%.
Во-вторых, данные бюджетных обследований семей получены по методу отраслевого отбора и имеют "смещенную" выборку - в сторону более благоприятных показателей, поскольку при этом игнорируются группы и слои населения, не связанные с отраслями народного хозяйства" и в первую очередь пенсионеры, учащиеся, временно не работающие, беженцы, бомжи, то есть те группы населения, которые прежде всего и нуждаются в социальной защите.
- Европейская экономическая комиссия ООН относит к беднейшим слоям населения тех, у кого среднедушевой доход составляет 2/3 дохода по стране. У нас он сейчас равен примерно 150 руб. И если пользоваться критериями, принятыми в. других странах, то за "чертой бедности" находятся семьи со среднедушевым доходом ниже 100 руб. А это 28,3% населения. И у самого "порога бедности" стоят еще 17,6% семей с доходом от 100 до 125 руб.
- К европейским странам эти критерии, возможно, и подходят. Ведь "порог бедности" зависит прежде всего от общего уровня потребления: где выше уровень жизни, там выше и "порог бедности" и - наоборот. По нашим оценкам, доля людей, живущих в нашей стране за "чертой бедности", составляет от 20 до 25% населения.
- Кто эти люди?
- Традиционно считалось, что главной причиной малообеспеченности является многодетность. И Госкомстат отмечает, что среди малообеспеченных почти половина - многодетные семьи, в основном проживающие в республиках Средней Азии, Казахстане и Азербайджане, треть - молодые семьи и пятая часть - пенсионеры. Подобная оценка объясняется опять-таки тем же смещением их информации, которая не учитывает в должной мере пенсионеров. Многодетность - это лишь одна из трех главных причин малообеспеченности. К двум другим надо отнести низкий уровень зарплаты и пенсий. В группе малообеспеченных примерно 1/3 семей составляют "чистые" семьи пенсионеров.
Около половины (40 - 50%) работников в малообеспеченных семьях являются низкооплачиваемыми. Сюда прежде всего можно отнести работников непроизводственной сферы. В 1988 г. средняя заработная плата в сфере культуры составила 128,2 руб., в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 152,5 руб., в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании - 168,5 руб.
- С конца 20-х годов до 1956 г. в нашей стране не определялся уровень минимальной обеспеченности. И только в 1988 г. он был официально признан. Для чего это теперь было сделано? Чтобы социально защитить малоимущие группы населения? Повысить размеры выплат, пособий, доведя таким образом среднедушевые доходы до 78 руб.? А для этого потребуется 9,2 млрд. руб.
- Такой подход можно назвать "латанием дыр". В этом случае социальная ткань будет рваться постоянно. Сегодня добавим этим людям 9 млрд. руб. А завтра? Уровень прожиточного минимума сдвинется, и они опять окажутся за "чертой бедности". Это создает лишь видимость решения проблемы. Определение прожиточного минимума необходимо для выявления той границы обеспеченности, за которой не расширяются и не удовлетворяются потребности человека. Важно выяснить, какие группы сюда входят и, главное, почему, по каким причинам они оказываются за "чертой бедности". Ликвидировать нужно не последствия - малообеспеченность, а причины, ее порождающие.
Скажем, мы установили, что одна из причин бедности - низкий заработок. Поэтому, исходя из того, что прожиточный минимум должен быть неразрывно связан с минимальной зарплатой, требуется ее пересмотр". Мы считаем, что минимальная заработная плата должна определяться с учетом того, что на одного работника в среднем приходится "половина" иждивенца, то есть размер прожиточного минимума надо умножить на 1,5. Если мы признаем, что сейчас прожиточный минимум составляет 78 руб., то минимальная зарплата должна равняться 117 руб.
Соотношение между минимумом зарплаты и прожиточным минимумом, по нашим оценкам, должно быть следующим:
Между тем уровень минимальной зарплаты был необоснованно "заморожен" на уровне 70 руб., что явилось причиной как малообеспеченности, так и деформации всей системы оплаты труда.
Другой пример. Если причина малообеспеченности - низкий уровень пенсии, то надо не просто увеличивать ее до прожиточного минимума, а менять систему пенсионного обеспечения, создав механизм зависимости размера пенсий от роста зарплаты даже для тех, кто давно уже на пенсии.
- Ну а если причина малообеспеченности - многодетность? Разве государство не должно компенсировать до прожиточного минимума уровень доходов такой семьи?
- Часто вопрос ставят несколько иначе - должно ли государство оплачивать труд женщин по воспитанию детей? Нет сомнения в том, что труд матерей - это общественно полезный труд. Но чтобы его оплачивать, как в общественном производстве, он должен иметь меновую стоимость. Труд же по воспитанию детей имеет лишь собственную самоценность. Это труд "для себя". И помощь здесь должна предоставляться не в виде выплат по малообеспеченности, а в пособиях по многодетности, независимо от дохода.
- В своих письмах читатели "раскладывают" 78 руб. по статьям своих расходов, и многие утверждают, что при нынешней инфляции эта величина - не "порог бедности", а уровень нищеты.
- Дело в том, что размер прожиточного минимума нельзя "примерять" к конкретному человеку. Это абстракция. Средняя величина по стране. А масштабы нашей страны столь же огромны, сколь разнообразны в ней условия жизни, структура потребления, рынок и прочее. Сравните, скажем, структуру питания людей, проживающих на Севере, с южанами. Она абсолютно разная. А если взять республики Средней Азии, то в Узбекистане средний душевой доход составляет 71,4 руб., в Таджикистане - 58,9 руб., а прожиточный же минимум будет гораздо ниже. В каждом конкретном регионе "порог бедности" разный.
Размер прожиточного минимума необходим для того, чтобы установить таким образом некие социальные гарантии минимального обеспечения на общегосударственном уровне. В отдельных регионах он должен корректироваться с учетом своей специфики, условий жизни.
- Некоторые специалисты утверждают, что если сохранятся среднегодовые темпы прироста доходов населения, то к 1991 г. число малообеспеченных уменьшится до 27 млн. человек. Что вы думаете по этому поводу?
- Не надо тешить себя иллюзиями. За 1989 г. среднедушевые доходы рабочих и служащих увеличились на 8%, колхозников - на 7 %. Но за этот же год уровень инфляции составил 7,5%. Так что реальных сдвигов не происходит, и в лучшем случае число малообеспеченных к 1991 г. останется тем же.
- Ваша оценка сегодняшнего "порога бедности"?
- С учетом роста стоимости жизни уровень малообеспеченности поднялся до 90 - 95 руб. (соответственно, минимальная заработная плата должна составлять сегодня 135 - 140 руб.).
Дальнейшая динамика будет зависеть в значительной мере от роста цен и тенденций сбалансированности рынка. Вместе с тем последнее обстоятельство, в свою очередь, оказывает существенное воздействие на инфляцию и рост цен. Возникает замкнутый круг, который требует скорейшего разрыва.