Примерное время чтения: 8 минут
97

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ. Куда идем?

Чаще всего "АиФ" публикует статьи, содержащие статистические данные с комментариями специалистов, ученых. Но читатели просят давать возможность высказаться и журналистам. Ведь им приходится бывать на сессиях, заседаниях, съездах, собраниях предприятий. В результате складывается свое собственное мнение, которое, может быть, отличается от распространенного.

Сегодня мы публикуем такой материал - полемические заметки нашего парламентского корреспондента Н. ЖЕЛНОРОВОЙ.

ПОЛИТИКА НОКАУТИРУЕТ ЭКОНОМИКУ

Взрыв демократического движения в социалистических странах разорвал их хозяйственные отношения с нами. Резко прекратились поставки в нашу страну многих товаров, что не могло не сказаться на потребительском рынке. В частности и это ускорило решения союзных республик о суверенитете. Под воздействием его они тоже - порой без предупреждения - обрывают экономические связи, которые складывались десятилетиями. Но это не улучшает их положения, а только усугубляет его.

Ведь производство подавляющего большинства товаров завязывает на себе множество предприятий, разбросанных по стране (в цивилизованном мире это нормальное явление). Стоит одному из них отказаться от части своей работы (что сейчас происходит постоянно), как наступает паралич технологической цепи. За один-два месяца дублирующий завод в другом, более спокойном месте (да и где оно?) не построишь, значит, из-за отсутствия любой копеечной или рублевой детали могут вхолостую работать десятки других производств. Зарплата им идет, а готового товара нет. С ней работники идут в магазин, а купить там нечего.

Кто-то один - в Армении, на Украине или в Грузии не выполнил договорные поставки, и все - очередной дефицит. Замкнутый круг. И это происходит с большинством товаров. Чтобы снизить товарный голод, приходится с протянутой рукой обращаться за рубеж. А валюты на оплату товаров нет, поэтому туда гоним нефть, хотя и самим ее не хватает.

Удар по экономике наносят и забастовки. Мы, газетчики, нередко пишем о них с умилением. Однако вдумайтесь в их суть. Чего требуют бастующие? Жилья, продовольствия, роста зарплаты - того, чего не хватает и в других местах. Где это взять? Только у соседа, отняв у него почти последнее, чтобы успокоить бастующих.

Еще более экономику подтачивают блокады дорог. Груз, который создавали сотни тысяч человек, который где-то ждут не дождутся, примитивно гибнет, никого не осчастливив.

...Беженцы (600 тыс. человек), стихия (только за полтора года потери на ликвидацию бедствий составили почти 10 млрд. руб.), необходимость обеспечивать условия жизни возвратившимся из соцстран войскам. И на этом фоне происходят взрывы шахт, столкновения поездов, угоны самолетов и прочие происшествия, влекущие крупные потери и требующие их возмещения. Население под воздействием экологической обстановки настаивает на закрытии вредных производств - АЭС, химзаводов.

Словом, в экономике нынче истинно сумасшедший дом, где царит безвластие, оттого что старая административная система корчится в предсмертной агонии, а новая рыночная - в родовых муках. А вместе с ними корчимся все мы.

КУДА ВЫ НАС ВЕДЕТЕ?

Ситуация настолько быстро усугубляется, что разрядить ее могут только немедленные рыночные отношения. Ведь рынок - это труд+ответственность, порядок. Тогда разговор шел бы по-другому, как в цивилизованном мире, где каждый отвечает за свои решения. "Без предупреждения разрываете экономические связи? Оплатите убытки партнеров". "Блокируете дороги? Возместите потери". "Ваши люди стали беженцами? Обеспечьте их жизнь!" "Бастуете? Но тогда за счет средств своего забасткома, а не государства!".

Но не все рады повороту к рынку. Мы стали жертвами, заложниками своей собственной пропаганды: о несчастных безработных, бездомных, об эксплуатации и конкуренции. "Куда вы нас ведете? - строго вопрошала меня моя старая учительница, долго в небольшом городке стоявшая в очереди за молоком и хлебом. - Вы думаете, что предлагаете? Лучше я умру без куска хлеба, чем допущу рынок и частную собственность". Воистину общество "гарантированного минимума".

Ясно, что страну не разделить на две части - тех, которые хотят "в рынок", и тех, кто предпочел бы остаться в "развитом социализме". Что прикажете делать с людьми, принципиально не желающими никакого рынка? Выселить их в другую страну или создавать новый ГУЛАГ?

Уже стало очевидным, что без введения частной собственности мы к изобилию не придем.

Но это объявляет смертным грехом наша идеология. Мертвые учителя еще долго будут держать за горло живых учеников. Эти учителя запрещают нарушать девственность идеологии, как евнухи, оберегают ее от личной заинтересованности. Сейчас наша экономика, что девица, которой сколько хочешь можно приказывать: рожай, рожай, но она не родит, так как не имела зачатия. И пока этой любви не случится - она бесплодна. Ведь собственность - это любовь.

Но рынок не позволит топтаться на месте. Трудолюбивому, инициативному он пряник, для ленивого - кнут. Сейчас страна - собес для лодырей, казарма для толковых, в ней легче украсть и, сжульничав, разбогатеть, чем достичь стойкого благосостояния трудом. Однако нет уверенности, что "упорный труд (перефразируя поэта) всем нам не тошен".

Прочитайте наши народные сказки. В них практически нигде не говорится о труде. А все только о чуде, об обмане и разбое. В одном случае дурак благодаря чуду становится царевичем, в другом бедный, обманув богатого (обязательно жадного и завистливого), сам становится богачом, в третьем - заставляет на себя работать чертей и прочую потустороннюю силу.

Не исключается, что отсюда и 17 й год, когда народ клюнул на сказку о коммунизме - земном рае. Трудолюбивые люди ей не очень поверили, а бедняцкие массы были в восторге: есть возможность отнять у богатых (а когда их обобрали, настал черед середняков, а когда и тех извели, наступил, понятно, голод. Отбирать стало-то не у кого).

Настораживает желание людей следовать сказке. Отнять у того, кто имеет, это знакомо и живо по сей день. Заставить на себя работать заграницу - чужие кредиты, заводы, чужой ум, наконец. И неизбывная наша надежда на чудо. Вот изберем нового барина, новое правительство, кто-то придумает необыкновенную программу. И все. Через "500 дней" проснемся в изобилии.

Или еще лучше. Уже десятки раз в последнее время я слышу от знакомых: "А мы перестали работать. Ждем рынка, хоть бы скорей!". Сейчас у нас в стране одни бастуют, другие воюют, третьи разнимают, четвертые заседают, пятые наблюдают за тем, что делают первые, вторые, третьи и четвертые, шестые распределяют, седьмые стоят в очереди за товаром, который производят восьмые.

И все дружно удивляемся, почему такая богатая страна, а всего не хватает.

РЕАЛИСТЫ И РОМАНТИКИ

Ситуация с программами парадоксальная. Трудно сказать, что Верховный Совет СССР правильно поступил, поручив эту работу правительству. Получается, что Минфин, Госплан и прочие плановые ведомства, создавая рыночную программу, должны душить себя своими же руками. Но среди них, естественно, нет самоубийц. Видимо, стоило с самого начала создать независимую комиссию по разработке концепции.

Поскольку в разработке союзной программы активно участвует правительство, то естественно, что программу оно сделает "под себя". С учетом тех возможностей, сил, которые реально существуют. Она не может быть эффективной, потому что в жизни сейчас не до него. Наше тертое, немало битое правительство будет брать те обязательства, которые сумеет выполнить.

Программа России читается как бальзам на душу. При всех огромных симпатиях к российским экономистам, вере в их теоретические способности и большое желание, и у них есть уязвимое место. Они - романтики, которые считают, что достаточно яркого проекта - дорожного указателя, чтобы вывести людей к цивилизации. У них еще не было ошибок, они - впереди. Основная ставка - на обещания: "мы вас приведем!".

Спору нет, миллионы работников нашей страны вкалывают на совесть. И условия их труда-быта безобразные, и оплата не из завидных, но они, как ломовые лошади, пашут и пашут. Но есть огромное количество людей, которые годами не приносят ощутимой пользы другим, а жить хотят получше, чем кто иной. Именно-то они и надеются на чудо, которое им обязательно даст Ельцин! Ведь, он так хорошо убеждает - и главное: "мы же за него голосовали!".

Но хотеть и мочь - разные вещи. Одно дело нарисовать проект дворца, а другое - его построить. Исполнительного искусства у нынешних романтиков, к сожалению, нет. Но зато у них есть доверие - свежая вера в свежих людей!

Дай-то Бог нам не обмануться.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно