ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ВЛЕЗТЬ В ДОЛГИ
12 октября в Министерстве гражданской авиации СССР был подписан меморандум о создании совместной международной авиакомпании "Россия" с участием МГА СССР и британской авиакомпании "Бритиш эйруэйз". По сообщениям печати, "Россия" планирует начать в 1992 г. полеты на самолетах "Боинг-767", базируясь в московском аэропорту "Домодедово". Самолеты предположительно будут взяты в лизинг (вид аренды) компанией, специально создаваемой для этой цели с участием западных банков.
Основной целью авиакомпании "Россия" является обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров за счет использования современной иностранной авиационной техники и опыта одной из ведущих авиакомпаний мира.
По-видимому, клиентами нового совместного предприятия будут не советские граждане. Это можно объяснить тем, что срок окупаемости самолетов типа "Боинг-767" даже на Западе (по данным иностранных авиакомпаний) составляет 10 - 15 лет. В течение этого срока надо зарабатывать валюту для погашения лизинговых кредитов, причем отдавать долги придется как можно быстрее, чтобы снизить сумму процентов.
АЛЬТЕРНАТИВА
Важным моментом является то, что вложения в виде оплаты и эксплуатационных расходов за каждый полученный самолет составят 120 - 150 млн. долл. Это деньги, которые "уйдут" из СССР за границу...
Для сравнения - вложения 2 млн. долл. в дооборудование каждого самолета "Ил-96-300" с последующим использованием его на международных линиях позволит получать более 8 млн. долл. прибыли ежегодно. То есть такое вложение окупится за четверть года.
Если "Россия" будет выполнять международные перевозки, то, вероятно, за счет передачи "Аэрофлотом" части международных маршрутов. Это означает, что "Бритиш эйруэйз" через свое участие в СП получит в концессию советский "воздух" за 20 млн. фунтов (английская доля в СП).
Как известно, воздушное пространство является национальным достоянием, приносящим уже сегодня значительные валютные поступления. Поэтому создание СП на описываемых принципах выглядит примерно так же, как СП по добыче золота, где иностранный партнер обеспечивает высокопроизводительную технологию и оборудование, а советская сторона расплачивается золотом в течение всего времени существования такого СП.
В. АФАНАСЬЕВ, доктор экономических наук
ОТ РЕДАКЦИИ. Можно только приветствовать желание знаменитой английской авиакомпании помочь "Аэрофлоту" в решении хотя бы части его многочисленных проблем. Но хочется спросить у коммерсантов Министерства гражданской авиации: не слишком ли дорогой для страны ценой они хотят заплатить за такую помощь? И что же российского в этом совместном предприятии, кроме названия?