45 лет спустя после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ученые с удовлетворением заключают, что самые мрачные опасения насчет широкого распространения рака и генетических мутаций не оправдались.
В 40 - 50-х гг. все предполагали, что радиация окажет глубокое генетическое воздействие и, возможно, вызовет мутацию человечества на протяжении многих поколений. Эти опасения подогревались страхом перед радиоактивными осадками по всему миру в результате испытаний ядерного оружия в атмосфере и привели к частичному запрещению таких испытаний в 1963 г.
Однако исследование, в ходе которого 31150 детей, чьи родители пережили атомную бомбардировку, сравнивались с 41066 детьми, родившимися у людей, не подвергавшихся ей, не установило значительного увеличения родовых дефектов, детского рака, аномальных хромосом в белых кровяных тельцах или мутаций в протеинах крови.
Некоторый ущерб от радиации, возможно, и существует, но он не был обнаружен.
Особую тревогу вызывала судьба детей, родившихся сразу после атомных бомбардировок. Джеймс Ямадзаки - педиатр, участвовавший в исследовании последствий взрыва в Нагасаки, обнаружил, что плод, подвергшийся радиации на стадии от восьми до пятнадцати недель, имел гораздо больше шансов родиться с признаками умственной отсталости, маленькой головой, а затем быть подверженным припадкам.
У матерей, испытавших радиационную болезнь, умирало более 40% детей. У женщин же, у которых не было никаких симптомов, детская смертность была менее 9% и почти 90% выживших детей, по-видимому, не пострадали.
В последние два десятилетия опасения стали вызывать не генетический ущерб для будущих поколений, а угроза рака у людей, подвергшихся радиации, который может проявиться и через десятилетия после облучения. Но выяснилось, что связь между радиацией и раком более сложная, чем предполагали ранее.
В специальном докладе Японо-американской медицинской ассоциации ученые показали, что только некоторые виды рака - опухоли молочных и щитовидной желез и лейкемия - развиваются в результате радиационного поражения. Другие же виды рака, по-видимому, не являются следствием бомбардировок. Среди них рак печени, желчного пузыря, матки, кости и предстательной железы.
И все-таки существует заметная связь между радиацией и некоторыми видами рака. Так, лейкемия появлялась волной, возникнув в 1950 г., она достигла пика в 1960 г., а затем спала к 1975 г. почти до ее уровня у населения, не подвергшегося бомбардировкам.
Рак щитовидной железы был первым стойким следствием бомбардировок, потому что радиактивный йод-131, выделяющийся в результате ядерного взрыва, обычно концентрируется в щитовидной железе.
Хотя в результате атомных взрывов и не было роста смертности от рака, исследователи по-прежнему настороженно относятся к последствиям низких уровней радиации. В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что безопасного уровня радиации не существует.
(США)