Каждый из нас в свое время подходит к не очень радостному пенсионному рубежу. Что ждет там? Думаем, что нынешним и будущим пенсионерам будет интересно узнать об изменении законодательства в этой области, связанном в целом с повышением пенсий. На вопросы нашего корреспондента отвечает народный депутат РСФСР, член Верховного Совета РСФСР, председатель Комиссии Совета Республики по социальной политике доктор юридических наук М. ЗАХАРОВ.
- Что побудило российский парламент принять свой пенсионный закон?
- Причин много. Главные из них - серьезные дефекты союзного пенсионного закона. В российском законе заложена иная идеология, иные подходы к решению многих острейших проблем: прежде всего уровня пенсионного обеспечения тех граждан, оплата труда которых сравнительно невысока (ниже средней сложившейся в стране, а таких трудящихся более половины), и их семей, так называемых старых пенсионеров (людей, вышедших на пенсию многие годы назад, когда заработки по номиналу были крайне низкие). В нем последовательно проводится принцип социальной справедливости, устраняются дискриминационные нормы в отношении некоторых категорий граждан и привилегированные - других.
- В чем конкретно проявился более прогрессивный характер российского закона в сравнении с союзным?
Статья 20 Закона СССР
"Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 100 процентов минимальной заработной платы, установленной законодательством Союза ССР". Минимум заработка ныне 70 руб. (с 1981 г.).
Статья 17 Закона РСФСР
"Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР. На 1991 г. он определяется в сумме 100 руб. в месяц.
Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на 1% заработка за каждый год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%".
То есть по союзному закону минимальная пенсия 70 рублей, а по республиканскому 100 - 120 рублей, да еще с перспективой ежегодной корректировки?
- Да.
- Многие читатели озабочены тем, что в соответствии с новым законом могут быть ущемлены интересы детей и инвалидов.
- По союзному закону минимум пенсии по инвалидности I группы - 105 руб., II группы - 70 руб., III группы - 35 руб., а по Закону РСФСР соответственно - 167, 100 и 50 руб., то есть выше на 59, 43 и 43%. По союзному закону минимум пенсии на ребенка 35 руб. (прибавка 4 - 7 руб.), а по Закону РСФСР - 67 руб., то есть выше почти вдвое; на ребенка- сироту соответственно 70 и 150 руб.
А вот выдержки из законов, касающиеся размеров пенсии по инвалидности в процентах к заработку:
Статья 31 Закона СССР
"Пенсии по инвалидности назначаются в следующих размерах: инвалидам I и II групп - 55 процентов... заработка..."
Статья 31 Закона РСФСР
"Пенсия (кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы) устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп - 75% заработка...".
Так что же все-таки лучше - 55 или 75% заработка?
- Но есть еще инвалиды войны...
- По союзному закону минимальная пенсия по инвалидности I группы - 175 руб., II группы - 105 руб. и III группы - 52 руб. 50 коп. А по российскому закону пенсия составляет соответственно 367, 300 и 150 руб. Закон РСФСР прерывает многолетний традиционный опыт нашей страны - устанавливать нищенские пенсии искалеченным солдатам!
- В редакционной почте много вопросов о пенсиях работающим пенсионерам.
- В качестве ответа я просто процитирую соответствующие статьи:
Статья 24 Закона СССР
"Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (дохода) пенсионерам: работающим в качестве рабочих и мастеров, а также занятым аналогичным трудом членам колхозов и других кооперативов; работающим в сельской местности - в качестве учителей школ, педагогических работников в дошкольных, внешкольных и других детских учреждениях, медицинских работников в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения, сестер милосердия в обществах Красного Креста и Красного Полумесяца СССР; всем работающим пенсионерам - участникам войны.
Другим работающим пенсионерам пенсия по возрасту при условии заключения срочного трудового договора выплачивается в полном размере без учета получаемого заработка (дохода)".
Статья 22 Закона РСФСР
"Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев).
За работу после назначения пенсии устанавливается надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год (12 полных месяцев работы), но не более чем за три года работы. Такая надбавка устанавливается за работу после введения в действие Закона тем гражданам, которые, продолжая трудиться, имели право на, пенсию, но ее не получали. С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается".
Работающим пенсионерам надбавка на иждивенцев по союзному закону также не выплачивается, как и по закону РСФСР.
Таким образом российский закон, в отличие от союзного, предусмотрел выплату пенсий для всех работающих пенсионеров, ликвидировал дискриминацию в отношении учителей, врачей, инженеров, техников и миллионов других советских людей, упразднил искусственную необходимость заключения срочного трудового договора для выплаты пенсии в полном размере.
И еще ряд фактов: по Закону РСФСР устанавливаются почти вдвое выше социальные пенсии, надбавки к пенсии - на иждивенцев и на уход за инвалидом (сравните 35 и 67 руб.), пенсия исчисляется действительно из фактического заработка, причем не только за пятилетний период, но и из заработка за последние два года работы (учитывая галопирующую инфляцию, быстрый рост номинального заработка, при снижении реальных доходов населения), в стаж засчитывается более длительный период ухода за маленькими детьми (9 лет вместо 6 предусмотренных союзным законом), а также работа и после назначения пенсии и т. п.
- Известно, что утверждение этого закона в парламенте? России шло с трудом. Что же взволновало ваших оппонентов?
- Скорее всего, честь мундира, либо потеря двух рублей в размере пенсии, если заработок высокий, и полная отмена персональных пенсий, которые получает в основном партийный, государственный, хозяйственный и профсоюзный аппарат всех уровней.
Что касается персональных пенсий, то волноваться старым людям, которые их получают, не следует. Законом РСФСР отменено лишь дальнейшее их назначение. Те пенсии, которые установлены ранее, до 21 ноября 1990 г., будут выплачиваться до повышения им пенсии в соответствии с Законом РСФСР на общих основаниях.
А вот привилегии для тех персональных пенсионеров, которые являются членами КПСС (а такие привилегии есть: ежегодное пособие в размере полуторной или двойной пенсии, путевки, также ежегодно, в хороший санаторий либо денежная компенсация взамен их и т. д.), надо немедленно отменять.
- Когда закон вступает в силу?
- Согласно статье 130 настоящего закона в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) - с 1 марта 1991 г., в остальной части - с 1 января 1992 г. При этом до 1 июля 1992 г. пенсии выплачиваются в сумме не более 180 руб. в месяц.
Союзный пенсионный закон. 1-й этап: 1 октября 1990 г. - 1 января 1991 г. Прибавку к пенсии получат участники войны и некоторые другие граждане. 2-й этап: 1 января 1991 г. - 1 января 1992 г. Прибавку получат те граждане, которые давно находятся на пенсии. Однако предел пенсии - 160 руб., а не 180, как по республиканскому закону. В полном объеме союзный закон вступит в силу лишь 1 июля 1993 г. - на год позже республиканского.