Мы привыкли связывать ваше имя с забавными, смешными персонажами. А тут вдруг в последнем спектакле... Шифрин играет Шостаковича! Как это соотнести с вашим постоянным амплуа?
- Мой прежний персонаж одновременно и герой, и жертва застоя. Тогда он вынужден был и лукавить, и прикидываться чуть придурковатым, смешным простаком. Ситуация изменилась. Ему приходится стоять в очередях, бесконечно кого-то выбирать, за кого-то голосовать. Словом, он стал самым ординарным, неинтересным. Вот мне и захотелось попробовать себя в другой сфере.
Шостакович - великий человек, который в своих произведениях сумел всесторонне отразить нашу жизнь. Меня, естественно, привлекает его сатирический музыкальный цикл: заметки из журнала "Крокодил", "Муха-Цокотуха", басни Крылова, романсы на стихи Саши Черного. Чтобы не отпугнуть зрителей излишней серьезностью, мы с Львом Новоженовым прослоили эти музыкальные произведения остросатирическими монологами с воображаемым оппонентом. Я с ним спорю, доказываю, отстаиваю свою точку зрения, подтверждая музыкальными миниатюрами Шостаковича, которые актуальны и сегодня.
Расскажите о себе.
- Я родом с Колымы. А там юмор был единственным витамином и реакцией людей на горе и беду. Счастливого, лучезарного детства, за которое принято было благодарить товарища Сталина, мне не досталось. Отца арестовали в 1937 г. Дали 10 лет лагерей и 7 лет ссылки. Он был скромным бухгалтером, а по версии НКВД - матерым польским шпионом.
В 5 лет я знал почти наизусть материалы XX съезда КПСС, так как там было то, что возвращало отцу доброе имя и свободу. Тогда же я впервые покорил в местном сарае-клубе ссыльных зрителей. Взрослея, понял, что сцена - это мое призвание. И тем не менее в Риге, куда мы переехали после реабилитации отца, я поступил в университет на филологический факультет. Через год, устав от идеологизации, я уехал в Москву, учился в эстрадном училище в классе Р. Виктюка. Потом стал работать в Москонцерте. В 1985 г. закончил ГИТИС. Получил первые премии на Всесоюзном и Московском эстрадных конкурсах.
- Судьба благоприятствовала вам...
- Да не скажите. Когда по ТВ показывали выступления лауреатов, то меня, обладателя главного приза, из кадра все время вырезали. Так было до 1986 г. Потом я стал появляться на телеэкране довольно часто. Сейчас - опять затишье, как в те застойные времена... Словом, могу служить своего рода барометром...
- Некоторые ваши коллеги уехали за рубеж. Во время гастролей вы, наверное, встречаетесь с ними?
- На выступления за рубежом приходят те, кто уехал из Союза. Мне их по-человечески жаль. Уехать может человек любой профессии, только не нашего разговорного жанра. Для него это будет моральной и творческой смертью. Лично я никуда не поеду. Здесь 280 миллионов людей с похожими на мою судьбами, которые думают и мыслят так же, как я. Для меня уехать - лишиться профессии, а значит, и жизни. Ведь жизнь - это не только возможность есть вволю, что хочется.
- А пресловутый пятый пункт вас не отягощает?
- Для меня этот вопрос в отношении других людей никогда не возникал. На Колыме, в поселке Сусуман, вместе со мной в классе учились дети разных национальностей. Нам, ребятам, и в голову не приходило различать друг друга по этому принципу. Мы исходили только из одного критерия: верный это друг или ненадежный человек.
Я глубоко убежден, что национальный вопрос может возникнуть только в социально больном обществе, где у людей отсутствует внутренняя культура и человеколюбие.
Мой родной брат дирижер военного оркестра, женат на казашке. Их дети - мальчик и девочка, слава Богу, воспитываются в духе интернационализма.
- А как вашим родителям живется сейчас в Риге?
- Трудно. Обидно, что отец и мать, перенесшие тяготы колымской ссылки, не имеют никакой помощи от местного правительства, не говоря уже о каких то льготах. Им не грозят погромами, но и не проявляют никакой заботы. А они у меня уже старые и больные. Надо сказать, что в таком же положении находятся и латыши, жертвы репрессий.
- Я заметила, что в ваших монологах отсутствует слово "ненавидеть", хотя ненависти сейчас хоть отбавляй.
- Это не случайно. Автор многих моих монологов Виктор Коклюшкин, потомственный русский интеллигент, мягкий, совестливый и застенчивый человек. Слова "ненависть" у него вообще нет в лексиконе. Вот бы нашим так называемым патриотам, радетелям за чистоту расы попробовать исключить и забыть на всю оставшуюся жизнь это грязное и кровавое слово.
- Что вы думаете о наших политиках?
- На съездах и сессиях видишь порой угрюмые лица, взгляды исподлобья и... никакого намека на улыбку.
Вспоминается в связи с этим, как после XIX партконференции на концерт пригласили, наверное, единственный раз в жизни, всех ведущих сатириков. Я не забуду искренне, от всей души смеявшегося тогда Рыжкова. Я много дал бы, чтобы вернуть ему тогдашнее выражение лица. Поверьте, когда народ видит улыбающихся Горбачева и Ельцина, он оттаивает, у него появляется какая-то надежда. Ведь всевозможные наши форумы это тоже своего рода спектакли. И они должны давать людям какой-то положительный душевный настрой. Юмор, по моему глубокому убеждению, играет здесь не последнюю роль.
- Какие замыслы связываете с новым годом?
Задумывая создать свой театр, я хотел сделать для людей на полтора часа маленький праздник. Чтобы они, набегавшись по пустым магазинам, хотя бы на спектакле могли отключиться от своих повседневных забот. Готовлюсь сниматься в комедии "Болотная стрит", где партнерами будут Ярмольник, Пуговкин, Васильева. Предлагают роль сказочника Андерсена в спектакле "Из жизни дождевых червей" в одном серьезном московском театре. Но главное - работа над монологами и миниатюрами в программах "Фотография на память" и "Переизбранное".
Сейчас все так быстро меняется, что принцип "утром в газете, вечером в куплете" действует как никогда раньше. Мечтаю, чтобы у моих зрителей чаще возникала улыбка не только на моих концертах, но и в жизни.
- Что бы вы хотели пожелать себе в наступившем году?
Дожить до тех времен, когда всюду - в магазинах, кафе, кинотеатрах - будут висеть объявления: "Участники перестройки обслуживаются вне очереди "
Беседу вела В. ТЕРСКАЯ.