В первоначальном проекте нового Союзного договора президент СССР предложил переименовать страну в Союз Суверенных Советских Республик. Однако консерваторы выразили решительный протест против исключения из названия слова "социалистический", считая это отказом от социалистической идеологии. Сохранение названия Союза означает, по сути, уступку Горбачева требованиям консерваторов. Исключение из названия страны понятия "социалистический" стало бы естественным логическим завершением процесса, начатого изъятием из Конституции страны статьи о руководящей роли КПСС.
"Санкэй симбун", Япония.
Президент Горбачев получил исключительно большую исполнительную власть. Кроме того, он остался в должности генерального секретаря ЦК КПСС. В то же время возникает вопрос, каким образом и с чьей помощью президент намерен реализовывать свою политику. Вряд ли он может рассчитывать на поддержку стремящихся к самостоятельности республик. Видимо, поддержать его смогут лишь вновь оживающая партия, армия и КГБ. Трудно сказать, как это обстоятельство скажется на ходе перестройки.
"Франкфуртер альгемайне", ФРГ.
Политический курс М. С. Горбачева, все то, что он сделал, заслуживает восхищения, и мы должны помогать ему. Однако он сам ограничивает помощь США, поскольку его топтание на месте, а также, похоже, взятый им новый курс не вселяют оптимизма и представляются нереалистичными, - заявил в программе телекомпании Эн-би-си бывший помощник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский. - В ближайшее время Советскому Союзу трудно будет перейти к рыночной экономике. Однако уже сейчас кто- то должен сказать советским людям, что они должны сделать исторический выбор - либо продолжать идти по пути демократии, плюрализма, который ведет к благосостоянию, либо получить нового диктатора, сохранить центральное правительство, что приведет их к еще большей нищете.
Телекомпания Эн-би-си, США.
Горбачев угрожает ввести чрезвычайное положение в кризисных регионах или установить там прямое президентское правление. Он снова встал в строй тех, кто призывает к железному кулаку. Это вряд ли принесет удачу президенту. Чрезвычайное правление может рухнуть в результате сопротивления в республиках, что повлечет за собой окончательную утрату авторитета Москвы. Может случиться и так, что ему удастся с помощью силы сломить сопротивление и установить там режим насилия. Это будет означать конец Горбачева как миролюбивого политика и великого реформатора. Для выхода из положения нет готовых рецептов. Минимум того, что не должен делать президент, - это слушать советы тех, кто рекомендует ему прибегнуть к старым методам.
"Ганноверше альгемайне", ФРГ.