С послом Румынии в СССР Василе ШАНДРУ беседует корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ.
- Господин посол, у нас в стране после октября 1917 года граждане при приеме на работу заполняли анкету, где был, в частности, и такой вопрос: что вы делали до революции? Разрешите вам задать тот же вопрос.
- Перед декабрьскими событиями 1989 г. я был на пенсии. Сразу после революции обратился к руководству Фронта национального спасения и заявил о своем желании служить делу революции. На дипломатическом поприще я проработал много лет. Был послом в Югославии, Испании... А по образованию я инженер, в 1953 г. окончил Московский энергетический институт.
Что происходит в вашей стране? В частности, непонятно, почему после демократически проведенных выборов в Румынии наблюдаются вспышки насилия, носящие антиправительственный характер?
- Выборы в Румынии в мае прошлого года действительно, носили демократический характер. Они проходили под наблюдением 540 иностранных наблюдателей. Согласно их официальным заявлениям выборы прошли в рамках законности. Фронт национального спасения набрал 66% голосов, и оппозиционные партии (хотя и после колебаний) признали результаты выборов...
- И тем не менее недовольство осталось.
- Частью политической культуры является умение смириться с собственным поражением и не подстрекать своих сторонников к насилию.
Попытки дестабилизировать ситуацию стали предприниматься вскоре после революции. Определенные политические силы преследовали цель захватить власть в стране еще до свободных демократических выборов или, по крайней мере, добиться их отсрочки. Расчет этих сил строился на том, что временный характер спонтанно возникшей в революции власти оставляет какие-то возможности оправдать в глазах общественности насильственное свержение этой власти под предлогом, что она якобы не выполняла требования, с которыми выступали революционеры в декабре 1989 г.
К этим силам присоединилась часть интеллигенции, которая старалась идеологически и теоретически оправдать эти стремления оппозиционных сил. Они пользовались активной поддержкой средств массовой информации и определенных политических кругов западных стран, которые открыто выражали свою поддержку кандидатам в президенты и в парламент От оппозиционных партий.
Кульминационным пунктом этих попыток в предвыборный период явилась антиправительственная демонстрация на Университетской площади, поддерживавшая высокую степень политической напряженности и парализовавшая в течение почти двух месяцев движение в самом центре Бухареста. Вдохновители и организаторы этой манифестации утверждали, что их требования поддерживали свыше 8 млн. избирателей, то есть большинство избирателей.
Однако выборы показали совершенно другое настроение народа. Кандидат в президенты от ФНС Ион Илнеску получил 85% голосов, в то время как кандидаты от Национал либеральной партии Р. Кыпяну и от Национал цэрэнистской христианской и демократической партии И. Рацну получили весьма скромную поддержку избирателей.
- Наш известный политический деятель Н. Травкин, выступая по ТВ, сказал, что он хотел бы, чтобы премьер за свою работу получал мешок денег, но что бы его жена ходила с этими деньгами в обычные советские магазины. Какую зарплату получают руководители Румынии и какими привилегиями они пользуются?
- Все привилегии в вашем их понимании умерли в Румынии вместе с эпохой Чаушеску. Что касается зарплаты президента и членов правительства, то недавно в парламенте обсуждался этот вопрос. Президенту назначено жалование в 19 тыс. лей в месяц при средней зарплате по стране 3,5 тыс. лей. Были предложения утвердить значительно большее жалование для президента. Однако И. Илиеску с ними не согласился. Премьер-министру назначили 18 тыс. и министрам - 14-15 тыс. Учитывая быстрый рост цен в Румынии, это немного.
- В чем, по-вашему, главное отличие событий, происходящих в Румынии, от событий в нашей стране?
- События, происходящие в СССР после 1985 г. - это серия реформ, проводимых сверху и постепенно. У нас в Румынии в декабре 1989 г. произошла революция. Поэтому реформы у нас проходят в гораздо более быстром темпе и отличаются большей радикальностью. Прежние политические структуры, как, скажем, РКП, а также государственные структуры, рассыпались моментально вместе, с падением диктатора.
- В январе 1090 г. в Бухаресте я видел на станции метро надпись: "Партийные билеты бросать здесь". За один день выросла колоссальная гора билетов... У нас же партия объявлена инициатором перестройки. Есть люди, которые считают, что без КПСС наступит политический вакуум и это приведет к хаосу и, возможно, возникновению гражданской войны. Не испытываете ли вы такую же боязнь относительно своей страны?
- Я думаю, такая опасность для Румынии уже не существует, В первые же дни революции возник Фронт национального спасения, который поддержали широкие массы, в короткий срок восстановились старые довоенные и появились десятки новых партий. И хотя прежний режим стремился уничтожить политическую культуру, все же сохранилось еще немало людей, которые помнят, как протекала политическая жизнь в довоенной Румынии. Но все же главным стабилизирующим фактором я считаю демократические выборы, прошедшие к нашей стране весной 1990 года.
- Лето у вас было очень засушливым. Не пришла ли вслед за ним голодная зима?
- Продовольствием мы более или менее обеспечены, поэтому голодные бунты в Румынии не ожидаются. По договоренности с Советским правительством Румыния не поставляет сейчас в СССР продовольствие. Те виды продуктов, которых на рынке не хватает, правительство закупило за рубежом. Сложнее с топливом. Его поставки резко уменьшились в результате кризиса в Персидском заливе. Правительство ограничило в потреблении электроэнергии и тепла только крупных потребителей - промышленные предприятия. Население не страдает, хотя недостаток энергии приводит к простоям предприятий и увеличению безработицы.
- В СССР многие убеждены, что все беды со снабжением можно преодолеть, если быстро провести разгосударствление и приватизацию "социалистической собственности". Как происходит этот процесс у вас?
- В марте 1990 г. тогда еще временное правительство приняло закон, разрешающий создание и приватизацию предприятий с числом рабочих не более 20 в промышленности и сфере услуг. Это дело пошло, и таких предприятий, особенно в торговле, было создано довольно много. Недавно был принят закон о разгосударствлении крупных предприятий и созданий на их базе коммерческих обществ. Правительство создало специальную комиссию, которая занимается приватизацией. Имущество предприятий сейчас инвентаризуется и оценивается, 30% его стоимости распространяется бесплатно среди населения с 18-летнего возраста в виде ценных бумаг. На эти ценные бумаги можно приобрести акции любого приватизируемого предприятия по выбору. Преимущественное право при покупке акций имеют работники данного предприятия.
- Как происходит процесс приватизации земли?
- Сейчас примерно треть пашни находится в частных руках. Сразу после революции все желающие крестьяне получили ее бесплатно в бессрочное пользование, с правом передачи по наследству, но без права ее продажи или передачи в течение первых двух лет. Сейчас в парламенте обсуждается новый закон, который будет регулировать отношения собственности на селе и возможности приобретения земли любым гражданином Румынии и иностранными предпринимателями.
- И последний вопрос. Господин посол, вам не режет слух, что неожиданно мы превратились друг для друга из товарищей в господ?
- Не режет. Для румын обращение "домну" (господин) - обычное явление. Чаушеску пытался заставить нас называть друг друга товарищами и даже принял по этому поводу специальный закон, но оппозиция народа режиму проявилась и в том, что люди упрямо придерживались старого обращения. Для меня главное в отношениях между людьми - это взаимное уважение.