Примерное время чтения: 6 минут
216

КАЖДАЯ ТРЕТЬЯ ЦЫГАНКА - МАТЬ-ГЕРОИНЯ? Цыганское счастье

Цыганский народ на сегодня, пожалуй, единственный из многих, над чьей головой не висит, как дамоклов меч, национальный вопрос. Не оттого ли, что чуждые оседлости, политике, да и самому социуму, оказались они нынче свободнее всех: чуть что не так - подхватились и айда счастья искать. Так уж повелось: и власти, и мы сами всегда смотрели на них сквозь пальцы, вроде есть они, а в то же время их нет - не озоруют, и ладно. А между тем цыгане давно присутствуют в нашей жизни. Правда, романтики в ней значительно поубавилось, а проблем и невзгод - не меньше, чем у других.

- Как живете-кочуете? - спросила я главу семейного бизнеса цыгана Артура, чей "пост" - возле станции метро "Рижская".

- Да нет, прошли те времена. Маленький был - кочевал с родителями. Сейчас мне 27, уже 5 лет живу своим домом с женой и, четырьмя детьми под Астраханью. А вообще - семья наша большая. Нас, детей, у отца с матерью 12, у каждого теперь - свои дети. Так что близких родственников человек 50, я точно не подсчитывал. Зачем в Москву приехали? Чтобы заработать хорошо: кто торгует, кто гадает, кто так деньги просит.

- А просить не стыдно?

- Нет. Когда люди сами подают, что же: здесь плохого?

- Разве ваша семья бедная?

- Ну нет! Какой же я бедный: дом есть, машина есть. В Москву из семьи нас только несколько человек приехало, а имеем в день по 500 рублей. Одно плохо: если рэкетир подойдет, надо платить по пятерке с человека в день. Я честно деньги зарабатываю, сигареты продаю.

- Где же вы их берете?

- Мне их приносят, по рублю за пачку "Явы", а я вам по два продаю.

- И это называется "честно"?

- А то нет? Я тут целый день стою, и когда холодно, и когда дождик. Все деньги потом отдам родителям - у нас старших почитают. Это у нас традиция.

- А еще какие у вас традиции?

- Мы все друг другу помогаем, цыган цыгана в беде не бросит. Нас мало, и вот, чтобы сохранить свои обычаи, в мужья и жены берем только цыган. Бывает, конечно, что вступают в брак с русскими, но от таких отрекается весь род. Еще какие традиции? Да вот, хотя бы юбка цыганская, - какую моя жена носит, такую и ее бабка и прабабка носили.

- Значит, вам ваша жизнь нравится?

- Жить можно. Гитару вот только хорошую нигде не купишь.

Капитан милиции С. ХОРЕНКОВ работает на Киевском вокзале. Он ежедневно сталкивается с "цыганским вопросом" по долгу службы.

- Ни в одной инструкции нет слова "цыган" - они для нас просто граждане Советского Союза, такие же, как мы-с вами. Так что какой-то особой статистики о цыганах у нас нет. Но приходится задерживать их каждый день: за мелкую спекуляцию, мелкое мошенничество, иногда за драки. Чтоб цыган украл - это редкость. Как задержим нарушителя - тут же появляется куча родственников,. просят: "отпустите". Мы отпускаем, конечно, предварительно оформив материал для суда, В суде их штрафуют обычно рублей на 50. Здесь, в районе вокзала, в основном приезжие цыгане: из Закарпатья, из Молдовы. Живут тут же, на вокзале, летом - на улице. Причем приезжают в основном женщины. Мужья их, как правило, работают или числятся работающими. А попробуйте, откройте паспорт любой цыганки - у нее по 6-8 детей. Каждая третья показывает медаль "Мать-героиня". Только детишки их в школу почти не ходят, они же с детьми в Москву приезжают. Сейчас много новых партий образуется, так вот надо, чтобы цыганам кто-нибудь подсказал: создали бы они свою партию. Тогда, может, поорганизованней будут, потише.

А вот что рассказал член правления секции цыганской культуры при Советском фонде культуры член комиссии по образованию Международного союза цыган Л. ЧЕРЕНКОВ:

- В нашей стране, по переписи 1989 г., 262 тыс. цыган. Положение их бедственное. Несмотря на то, что по Конституции у нас декларировано равноправие, цыган у нас до сего времени практически не считают за народ, а относятся как к социальной группе. Отсюда псе их беды: нет ни одной цыганской школы, ни одного печатного органа, нет цыганских книг и культурных центров (исключение составляет театр "Ромэн").

Сегодня, скажем, ученых-цыганологов можно пересчитать но пальцам, несмотря на то что цыгане имеют богатые фольклорные, музыкальные традиции, своеобразную систему ценностей, национальную психологию. Общественность не интересуется положением цыган, не изучает их нужды. Так вот и получается, что этим народом у нас занимается одна только милиция.

Но я надеюсь, что положение понемногу будет меняться. В октябре 1990 года впервые вышел цыганско-русский словарь тиражом 600 экземпляров (разошелся, кстати, за месяц). Начата работа над цыганским букварем под руководством цыганского поэта и этнографа Лексо Мануша.

Год тому назад при СФК образована секция цыганской культуры, которую возглавляет доктор педагогических наук, профессор Г. Деметр. В эту секцию вхожу и я. Правда, у нас сегодня не хватает средств, нет своего помещения, информационного органа. Но кое-что мы стараемся делать. Пока самое большое наше достижение - это создание при московском педагогическом училище N 4 группы, которая будет готовить учителей начальной школы со знанием цыганского языка, цыганской истории и литературы.

Сделан первый шаг для установления международных контактов. Впервые в этом году представители советских цыган побывали на Всемирном цыганском конгрессе, который проходил в Варшаве. Секция цыганской культуры была принята в Международный союз цыган - консультативную организацию при Экономическом Совете ООН.

В заключение хотелось бы добавить, что стремление цыган держаться подальше от социума лишь в какой-то мере оградило эту нацию от его пагубного воздействия. На подаяния сегодня машину и дом не купишь - для этого нужны более "серьезные" заработки. А потому цыганские кланы все активнее сотрудничают с дельцами теневой экономики, занимаясь сбытом подпольной продукции и товара. Кроме романтики, из жизни современных советских цыган исчезло многое. Суждено ли оборванным и грязным ребятишкам, хватающим за ноги прохожих больших городов и требующих подачки, возродить былую красоту этого удивительного народа?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно