Примерное время чтения: 5 минут
144

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Каким быть КГБ России?

Наш корреспондент П. ЛУКЬЯНЧЕНКО беседует на эту тему с председателем Комитета по безопасности Верховного Совета РСФСР полковником МВД С. СТЕПАШИНЫМ и его заместителем подполковником КГБ Б. БОЛЬШАКОВЫМ

- В конце прошлого года В. Н. Ельцин на заседании Верховного Совета РСФСР, информируя о договоренностях с Президентом СССР, заявил, что Центр согласился отдать многотысячные территориальные органы КГБ в ведение России. Однако, если верить печати, вам передано лишь 250 человек

СТЕПАШИН. Цифра 250 не имеет никакого отношения к будущему российскому Комитету госбезопасности. По - видимому, журналисты чего-то недопоняли: речь шла о штате Госкомитета РСФСР по обороне и безопасности, возглавляемого генерал-полковником К. Кобецом, для укомплектования представителями Минобороны. Но пока решения Кабинета министров СССР нет, идет сознательная затяжка.

Что же касается собственно КГБ РСФСР в составе Госкомитета, то его структура будет состоять из центрального аппарата и территориальных органов. По предварительной договоренности с председателем КГБ СССР В. Крючковым, этот аппарат на первом этапе будет состоять из 300 человек. Численность подлежащих передаче России территориальных органов пока сохранится на нынешнем уровне.

- По чьей вине так затягивается процесс создания КГБ РСФСР? Ведь разговоры об этом ведутся уже давно.

СТЕПАШИН. Отчасти в этом виноваты мы сами, так как проявили нерасторопность и лишь месяц назад создали соответствующий парламентский Комитет по безопасности и аналогичный исполнительный орган при Совмине России. Тогда же, собственно говоря, и начались переговоры с Центром.

Конечно, не все в ходе этих переговоров протекает гладко. По двум вопросам наметились разные подходы: во-первых, по кандидатуре председателя КГБ России и, во-вторых, по статусу Управления КГБ по Москве и Московской области.

Мы предлагали назначить председателем КГБ РСФСР генерал-майора Н. Шама, учитывая его опыт работы как в территориальных органах КГБ, так и ныне в качестве заместителя начальника 6-го управления КГБ СССР, которое курирует промышленность.

- Но, по сообщениям печати, председатель КГБ СССР ее зарубил.

БОЛЬШАКОВ. Руководитель КГБ СССР попросил отложить решение вопроса относительно Шама, предложив нам поработать с другими кандидатурами. На наших встречах мы договорились, что подбор кадров будет взаимным и претенденты приступят к исполнению своих обязанностей только при достижении согласия сторон. В результате переговоров с Центром было достигнуто компромиссное на сегодня решение: назначить исполняющим обязанности председателя КГБ России полковника В. Иваненко, ныне заместителя начальника инспекторского управления КГБ СССР. Кандидатура Иваненко рассматривалась и нашим парламентским комитетом, но на пост первого заместителя генерала Шама.

СТЕПАШИН. Настаивая именно на кандидатуре генерала Шама, мы исходили из того, что центральной задачей будущего российского КГБ должна стать защита экономического суверенитета России. У всех на устах пресловутое "дело Фильшина". Будь у нас на сегодня своя республиканская служба безопасности, этого "дела" не было бы, и информация о несостоятельности некоторых из западных партнеров была бы направлена руководству Совмина РСФСР, а не в газету "Советская Россия".

БОЛЬШАКОВ. Хочу добавить, что во всех республиках, исключая Россию, есть собственные органы КГБ, в своих Действиях относительно самостоятельны от Центра и обеспечивают руководство своих республик всей необходимой информацией.

- В руководящей прослойке союзного КГБ, как известно, немало бывших работников ЦК КПСС, которые сразу получили высокие звания и посты, зачастую не имея ни малейшего представления об оперативной работе. Не получится ли так, что при передаче вам территориальных органов все эти люди вновь окажутся на руководящих должностях в КГБ и, хотите вы того или нет, республиканский КГБ останется "вооруженным отрядом КПСС"?

СТЕПАШИН. Думаю, дело не в чьем-то партийном прошлом - оно, кстати, у большинства сегодняшних депутатов России. Безусловно, для нас прежде всего важна высокая профессиональная компетентность, порядочность и готовность будущих сотрудников КГБ России служить Конституции РСФСР и ее законам, а не интересам какой-то из партий - будь то партия Полозкова или Травкина.

- Но где гарантия, что среди отобранных вами людей будут исключительно порядочные люди?

БОЛЬШАКОВ. Естественно, стопроцентной гарантии нет. И подбираем мы людей не по личным делам и анкетным данным, а путем тщательного изучения прохождения ими службы в территориальных органах. Для этого у нас создана и специальная аналитическая группа, занимающаяся кадровым подбором.

- Но пойдут ли к вам люди, если зарплата, как сообщалось в печати, у вас будет в 2 раза ниже, чем в союзном КГБ?

БОЛЬШАКОВ. Все должностные оклады у сотрудников российского КГБ в этом году будут такими же, как и в союзном КГБ. На следующий год мы предполагаем поставить вопрос о повышении зарплаты. Предполагаем, что она будет по крайней мере не ниже, чем у сотрудников МВД России, получающих, кстати, значительно больше своих коллег из союзного МВД.

- Если Центр отдаст России то, что ей полагается, то что же останется от КГБ Союза? Одна охрана Кремля?

СТЕПАШИН. Разграничение функций будет оговорено в готовящемся сейчас протоколе - с учетом наших позиций при подписании Союзного договора.

- Где разместится центральный аппарат КГБ России?

БОЛЬШАКОВ. КГБ СССР положительно рассматривает этот вопрос, предлагает нам одно из своих зданий на Лубянке.

- И последний вопрос. Кому станет подчиняться председатель КГБ? Будет ли он входить в коллегию КГБ СССР и отчитываться перед руководством КГБ СССР?

СТЕПАШИН. Председатель КГБ станет первым заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по обороне и безопасности, который возглавляет, генерал - полковник Кобец К. И. и который постановлением Кабинета министров СССР введен в Коллегию КГБ СССР.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно