В 1916 г. малоизвестный мебельщик из Сиэтла (США) основал небольшую компанию "Боинг", выпустившую свою первую модель самолета ("этажерку"). Многие восприняли тогда это как причуду и не приняли всерьез. Чем обернулась эта "причуда" мы теперь знаем - огромными воздушными лайнерами, рассекающими воздушное пространство над Землей. И сегодня уже никто не скажет, что "Боинг" - это несерьезно...
Наш корреспондент А. БИНЕВ встретился с директором Европейского бюро международной корпорации "Боинг" Диком КЕННИ и задал ему несколько вопросов.
- Что вы делаете в Советском Союзе? Неужели и мы будем закупать ваши самолеты?
- Мы, конечно, заинтересованы в кооперации с вашей страной. Но сегодня говорить об этом, так же как и о рекламе нашей продукции в СССР, преждевременно. Возможно, в будущем вы станете нашими покупателями, если пожелаете. Но сейчас идет только своего рода разведка ваших и наших возможностей.
- Если в нашей стране представление о "Боинге" у кого-то и ассоциируется с комфортом и скоростью, то у большинства все же - со страшными катастрофами и ужасами. То угонят, то собьют, то крыло отвалится, то сгорит на старте... Что вы скажете о такой "рекламе"?
- Представьте, что в Сиэтле каждый месяц производится в среднем 38 машин, 50 - 60% авиакомпаний летают на наших "Боингах". Из всех марок самолетов нашей фирмы ("Боинги" - 247, 707, 727, 737, 747, 757, 767) продано по 1 тыс. машин. По теории относительности именно им больше всего достается "неприятностей".
Всего за время существования "Боинга" на наших самолетах перевезено более 9 млрд. 17 млн. пассажиров. Только за один год это составляет 924 млн. человек.
- А гибнет-то сколько?
Аэрофлот, например, перевозит в год около 130 - 140 млн. пассажиров. Погибают в среднем менее 100 человек в год. Сколько летают на "Илах" в год, сказать трудно, но ни один "аэробус" (близкий по классу к "Боингу") катастроф не потерпел. Летают они с 1980 г.
- К сожалению, без катастроф не обходится ни одна авиафирма и авиакомпания. Из числа пассажиров "Боингов" в год погибает в среднем 400 человек.
- В чем причины аварий?
- 70% трагических исходов связаны с ошибками пилотов. Остальное - неполадки двигателя и др. Террористические акты в эти цифры не входят.
- Покупают ли ваши самолеты в Восточной Европе?
- Процесс, как говорится, только начался. Например, поляки купили "Боинг-767". Но наши машины стоят очень дорого...
- Интересно, сколько?
- Эти цифры - коммерческая тайна. Но относительные цены могу назвать. Например, "747"-й стоит 130 - 140 млн. долл., а "737"-й - 100 миллионов.
- Они окупаются?
- Вы задаете вопросы, на которые я не могу отвечать. Но из уважения к вашим читателям скажу, что лучше, всех окупается "737"-й. Дело в том, что мы гарантируем 20 лет эксплуатации. При хорошем же уходе жизнь наших машин бесконечна.
- Чувствуется, что вы большой патриот своей фирмы. А что вы скажете, если я замечу, что ваша уважаемая корпорация делает не только пассажирские машины, но и в том числе те, которые стреляют, взрывают и пикируют на головы ваших потенциальных пассажиров?
- Гражданское производство имеет годовой оборот средств 27 млрд. долл., а военное - 22 млрд. Во время второй мировой войны мы делали бомбардировщики "Б-17" и "Б-29". Я вам даже больше скажу. Сегодня мы производим истребитель "Б- 22", легкие вертолеты (вместе с "Сикорским"), систему "Авакс", самолеты с вертикальным взлетом. Работаем и на "космос" - строим ракетные ускорители.
- Вернемся к гражданским машинам. Сколько людей может разместиться в ваших самолетах?
- В 1969 г. мы создали по тем временам самый большой самолет - "747"-й. Рассчитан на 450 человек, летает на 5 тыс. миль. Этот самолет имеется во всех крупных авиакомпаниях мира. В 1980 г. выпустили "757"-й и "767"-й. Разница с "747"-м в том, что они летают уже на 6 тыс., миль. Но самое главное впереди. В 1995 г. мы запустим в полет "Боинг-777".
У вас, кстати, тоже, есть хорошие машины. Сложности только с экологией и шумом. Но это устранимо общими усилиями. Мы, например, развиваемся в кооперации с другими фирмами, которые устанавливают на наших самолетах свои двигатели. Между этими фирмами настоящая конкурентная борьба. И здесь последнее слово - за покупателями.