Примерное время чтения: 7 минут
170

Реальности космических дней

Сегодня в мире насчитывается 202 космонавта из 19 стран. К новому штурму космоса готовятся очередные экипажи. Первый экипаж - в составе летчика-космонавта СССР Владимира Титова (космонавт N 54), Мусы Манарова, Анатолия Левченко. Второй экипаж - в составе летчика-космонавта СССР Александра Волкова (космонавт N 60), Александра Калери, Александра Щукина. Двоим из них, которые полетят в космос впервые, будут присвоены порядковые номера космонавтов планеты Земля N 203 и 204. Но кому - об этом мы узнаем в конце декабря этого года.

СЕЙЧАС, спустя 30 лет после первого запуска искусственного спутника Земли, полеты в космос стали, можно сказать, обыденным явлением и приобретают все большее значение. В них заинтересованы медики, геологи, метеорологи, моряки, работники сельского хозяйства, всех наверное, и не перечислить. И хотя старты космических кораблей обходятся нам довольно дорого, отдача от них для народного хозяйства еще большая; прибыль на 1 рубль затрат в некоторых отраслях превышает десятикратный размер.

Но освоение космоса ставит перед человечеством и много проблем. Уже сегодня в любой своей деятельности, связанной с освоением околоземного пространства, мы должны исходить из необходимости не только сохранения ионосферы и биосферы, но и человечества как вида, как цивилизации.

На тех, кто непосредственно занимается делом освоения космоса, лежит особая ответственность за то, чтобы он не стал ареной ожесточенного военного и политического соперничества.

Эти важнейшие вопросы не раз становились предметом споров, дискуссий на различных форумах, на которые собирается вся "космическая элита".

Но вопросы, связанные с освоением космического пространства, волнуют не только специалистов. Думается, не ошибемся, если скажем, что они интересуют очень и очень многих. Об этом свидетельствует и почта "АиФ". Причем вопросы, присланные читателями, самые разные: от глобальных, связанных с серьезными разработками в области космонавтики, до самых простых, обыденных, на которые, к сожалению, ответа нигде не найти.

Наш корреспондент, побывавший на нескольких космических форумах, попросил ответить на них некоторых его участников.

БЫВАЮТ ЛИ "НЕУДАЧНЫЕ" ЗАПУСКИ?

Вот что, в частности, рассказал нам академик Б. В. РАУШЕНБАХ.

- Борис Викторович, вы, вероятно, хорошо помните первый полет человека в космос?

- Конечно. В период подготовки к нему многие сомневались: сможет ли человек вообще существовать в условиях невесомости? Пусть не покажется наивным, но тогда думалось: не сойдет ли человек с ума в космическом пространстве? И на корабле "Восток" были предусмотрены устройства, которые должны были гарантировать безопасность полета, даже если это произойдет. К счастью, ничего с Ю. Гагариным не произошло, и в последующих полетах это устройство было снято.

- Все ли было гладко при запуске первого искусственного спутника Земли?

- Ракета, предназначенная для запуска искусственного спутника Земли, была удачной, и старт прошел блестяще. Вообще же в ракетной технике не все было гладко. Было и так: ракеты разваливались, происходили совершенно непонятные явления - на определенной секунде все рушилось как карточный домик.

Разобраться же, в чем причина, было очень сложно. Вообще, существует определенный процент "неудачных" запусков испытательных ракет. Кстати, это нельзя относить ни к злому умыслу, ни к счастливой случайности - это закономерный процесс.

- Не ошиблись ли американцы, пойдя по пути создания кораблей многоразового использования?

- Думаю, однозначного ответа на этот вопрос сегодня не существует. И в СССР, и в США есть как противники, так и сторонники системы "Шаттл". Что касается меня, то я отношусь к противникам, так как эта система на сегодняшний день не может быть беспилотной.

Да и старты на "Шаттле" небезопасны и не очень дешевы, хотя пропаганда в США разрекламировала его как дешевую машину, которая будет выполнять уникальные операции по доставке грузов в космос и обратно на Землю. Но на поверку оказалось несколько по-другому.

- Борис Викторович, а та система многоразового использования, которая разрабатывается у нас, тоже будет дорогостоящей и неэффективной?

- Что за система будет у нас, лично мне пока неизвестно. И оценку давать, не зная этого, не хотелось бы. Одно могу сказать - ракетно-космическая техника у нас и американцев различная. У каждого свое направление. Взять, например, ракетно-космическую систему "Шаттл", использующую ускорители на твердом топливе. В момент старта очень сложно, практически невозможно повлиять на режим полета. Примером тому служит катастрофа "Челленджера".

У нас же ракета-носитель "Энергия" работает полностью на жидком топливе. Начиная от старта и до выхода на орбиту все этапы полета контролируемы и, следовательно, менее опасны.

СТАРТ НАМЕЧЕН НА ИЮНЬ

Несколько вопросов к американской астронавтке КЭТРИН САЛЛИВЭН.

- Как вы стали астронавтом?

- Я любила и изучала географию, и когда понадобились специалисты в этой области, то стала баллотироваться в астронавты. Наверное, мне повезло, что меня выбрали.

- Как вы отнеслись бы к совместному полету в космос женских экипажей СССР и США? Произойдет ли это в будущем?

- С восторгом. Это может произойти в будущем, и мне бы очень хотелось встретиться на орбите с вашими девушками.

- Собираетесь ли вы снова стартовать в космос?

- Да, я готовлюсь к полету. Старт планируется в июне - июле 1988 г. на корабле многоразового использования. Пожелайте мне, как у вас говорят, попутного ветра!

- Пожелаю и удачного приземления! А как складывается жизнь у ваших коллег после полетов в космос?

- По-разному. Одни работают на космодроме, другие уходят в аэрокосмические фирмы, третьи делают политическую карьеру и бизнес, а есть такие, которые профессионально занимаются служением религии. Ведь жизнь многообразна и каждый выбирает свой путь...

СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ КОСМОНАВТ?

На некоторые вопросы ответил летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Г. М. ГРЕЧКО.

- Вы уже три раза побывали в космосе. Чем вы занимаетесь после возвращения на Землю?

- После каждого полета я привожу результаты исследований в лабораторию по исследованию физики атмосферы Земли из космоса, где я в настоящее время работаю. И мы с коллегами обрабатываем полученные данные. Потом готовим следующие эксперименты, ведь мы надеемся опять побывать на орбите. Смею вас заверить, что и на Земле, и в космосе дел невпроворот.

- Я знаю, что вы сломали ногу, будучи кандидатом в отряд космонавтов. Как же вам разрешили лететь?

- Свой первый полет в космос я ждал девять лет. Это были годы тяжелейшего, изнурительного труда. Наверное, мне повезло. Но повезло не случайно. Только через труд и стремление преодолеть себя можно одержать победу. В итоге я не был "забракован" медиками и слетал в интереснейшие полеты.

- Георгий Михайлович, наши читатели задают вопросы: почему в космос летают представители не всех национальностей СССР?

- При полетах в космос, насколько мне известно, отбирают не по принципу национальности, а по здоровью и специальностям. Кстати, третьим нашим космонавтом был чуваш А. Николаев, а четвертым - украинец П. Попович. Среди кандидатов в космонавты есть представители многих национальностей.

- Пользуясь случаем, хочу задать вам еще вопрос, который интересует некоторых наших читателей. Какая зарплата у космонавтов?

- За полеты в космос космонавты "миллионов" не получают. Скажу, что когда я был кандидатом в отряд космонавтов, то получал 300 руб. Когда защитил кандидатскую диссертацию, мне прибавили 12 руб. 50 коп. В сумме 312 руб. 50 коп.

Шли годы, я еще слетал в космос, защитил докторскую диссертацию, зарплата возросла, но она стала не выше, чем, например, у горнового с Норильского комбината, где мне тоже задавали подобный вопрос. В космос мы летаем не за этим. И я хочу посоветовать тем, кто на первом месте видит деньги, не идти в космонавтику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно