Противоречит ли нормам международного права запрет на членство военнослужащих в политических партиях?
А. Марченко, г. Балашиха, Московская обл.
По просьбе редакции на вопрос отвечает военный юрист, кандидат юридических наук А. ПЧЕЛИНЦЕВ.
ВНУТРЕННЕЕ законодательство абсолютного большинства государств мира содержит либо полный запрет на участие военнослужащих в политических партиях, либо ограничивает их право на участие в политических партиях и в политической деятельности в рамках Вооруженных Сил.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими. В ст. 22 этого пакта говорится:
"Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции".
Таким образом, департизацию советских Вооруженных Сил следует рассматривать как нормальное явление для цивилизованного демократического общества. Социологические исследования в различных воинских соединениях показывают, что около 85% офицеров- коммунистов полностью это разделяют.
* * *
Новый порядок выдачи ссуд
Слышал, что в этом году изменен порядок выдачи населению ссуд на строительство жилья, в том числе садовых домиков. Правда ли это?
С. Руковицын, Владимир
На вопрос нашего корреспондента Ю. ТУТИНОЙ отвечает заместитель председателя правления Сбербанка СССР С. ШТАРЕВ.
С 1991 г. СБЕРБАНК СССР стал специализированным коммерческим банком. В связи с этим изменением Сбербанк СССР получил возможность сам использовать денежные ресурсы, поступающие от населения.
Заинтересовать клиента можно, только увеличив выплату процентов по вкладам. С ноября 1990 г. процентная ставка была изменена и составила соответственно 5% годовых по вкладам на срок от 1 до 3 лет, 7% - от 3 до 5 лет и 9% - свыше 5 лет. Но для того, чтобы заработать деньги, необходимые для выплаты этих процентов, Сбербанк СССР должен найти какие-то пути получения прибыли с вложенных средств. Есть несколько путей решения этой проблемы. Первый - это развитие кредитования с юридическими лицами (предприятиями, кооперативами). Второй - создание в каждой республике специальных компенсационных фондов, и, наконец, третий - увеличение процентов при кредитовании населения.
С 1 января 1991 г. установлены фиксированные процентные ставки на уровне 3% годовых по кредитам, предоставляемым населению на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение жилья, а также жилищно- строительным кооперативам.
Кредиты предоставляются на срок не более 25-30 лет, в пределах 75-80% сметной стоимости строительства. При этом кредиты городскому и сельскому населению, учитывая выравнивание уровня доходов, выдаются на одинаковых условиях.
По кредитам для инвалидов и участников ВОВ, других лиц, пользующихся льготами, установленными для участников войны, а также лицам, заболевшим лучевой болезнью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и некоторым другим категориям - устанавливается льготная ставка в размере 0,5% годовых.
Другие виды кредитов населению на потребительские и производственные цели (в том числе на строительство садовых домиков и покупку дорогостоящих предметов) предоставляются на договорных условиях. Здесь никаких исключений не сделано.
Республиканские банки вправе сами устанавливать свои условия, например, Сбербанк РСФСР установил 10% годовых.