Редакция "Аргументы и факты" и студия "Ласковый май" провели анкетный опрос 600 ребят (в возрасте от 12 до 14 лет), собравшихся со всех концов страны осенью 1990 г. на слет в "Артеке".
Анкеты были обработаны и проанализированы в Институте социологии АН СССР при содействии предприятия ФЕЦИТ, входящего в объединение "Элекс". Сегодня мы начинаем публикацию результатов опроса.
В ОБЩЕМ и целом опрошенные в "Артеке" дети (отнюдь не из элитарных семей) представляются вполне благополучными, если исключить один ерный ответ на вопрос о занятиях на досуге: "Колюсь и ловлю кайф", автор которого, как и других подобных, надо думать, относится все же к разряду юмористов...
На вопрос "Чего ты больше всего боишься?" ответы распределились таким образом: "ничего" - 14%, "смерти" - 12%, "войны" - 8%, "одиночества, потери близких (их смерти)" - 24%. "нищеты, старости" - 2%, "будущего" - 4%, "обмана, предательства" - 12%, "позора, насилия" - 5%, другие ответы дали 13%, и 13% затруднились ответить на вопрос.
Итак, страх детей можно сгруппировать вокруг ситуаций, связанных с собственной гибелью (смерть и война), - 20%; и ситуаций, делающих существование личности ущербным и мучительным (обман, предательство, одиночество, потеря близких, насилие), - около 47%; не боятся ничего - 14% детей.
Эти два полюса очень хорошо представлены двумя конкретными ответами: "Я боюсь стать взрослой. Меня пугает их мир, я никогда не смогу понять его законов", и другой: "Я не боюсь ничего, ибо человек боящийся - несовершенен".
С чувством страха у детей тесно связано и чувство одиночества, которое в общем и целом испытывают 55% (19% не уточняют: часто или редко; 6% - часто; 28% - редко; 2% - когда как). 43% не испытывают чувства одиночества, а 2% затруднились дать ответ на этот вопрос.
ЖАЛОСТЬ, ИДЕАЛЫ, АВТОРИТЕТЫ
5% не испытывают жалости ни к кому, 10% - ко всем: для них мир человека жалок; 10% - жалеют сирот, 6% - родителей, 9% - других людей. Однако подавляющее большинство опрошенных отвечает, что жалеет тех лиц, которые могут быть объединены в общую категорию "убогих": калек, проституток, преступников (убийц, воров, маньяков). Любопытно также, что 1% детей жалеет людей, облеченных большой ответственностью (Президента СССР, главу правительства и т. п.), 4% дали ответ не по существу вопроса, а 12% затруднились с ответом.
Социальная реальность, порождающая страх детей, заставляет их тем не менее искать защиты у той же реальности. Надежд на нас у наших детей маловато. 43% из них надеются только на себя, 40% - на родителей, 9% - на друзей, 1% - на других людей, 1% - на школу, 2% - не надеются ни на кого, 4% - затруднились ответить на вопрос. Итак, 60% детей не надеются на родителей.
Надеяться в этом мире на кого-либо - дело, по детскому разумению, дохлое. И такой настрой подтверждают ответы на вопрос: "Во что ты веришь?". 30% - "только в себя", 9% - "в друзей", 9% - "в себя и в друга (друзей)" (всего по этим позициям - 48%), 19% верит "только в бога", 12% - "в себя и в бога", 3% - "в бога и в друга", 9% - "в себя и в бога и в друга" (всего - с верой во всемогущее существо - 43%).
"Кто для тебя является идеалом?" - ответы на этот вопрос распределились следующим образом: у 17% опрошенных детей идеалов нет, у 24% - эстрадный певец, популярный спортсмен, супермен, идол; у 22% - родители; у 7% - учитель;. у 5% - историческая личность (в том числе политические деятели - около 1%); у 2% - друзья, у 2% - литературный герой; 8% - дали разнообразные и неклассифицируемые ответы, а 13% - не ответили на вопрос.
Любопытно отметить стереотип детского восприятия друга: лишь для 2% он является идеалом, однако 30% уверены в том, что друг не подведет.
Второй важный момент - мало детей, идеалом для которых являлся бы литературный герой. 15 лет назад наши исследования выявляли большую долю детей, для которых идеалом были литературные герои из произведений о событиях революции, гражданской и отечественной войн.
А. ЖАВОРОНКОВ, кандидат философских наук.