"Над Багдадом вспыхнуло небо", - эту фразу Бернард Шоу комментатор американской телекомпании Си-эн-эн произнес в первые минуты бомбового удара по Багдаду. Благодаря храбрости журналиста и его бригады миллионы телезрителей во всем мире имели возможность наблюдать весь тот кошмар, который творился в столице Ирака. Всем повезло, они остались живы, Америка встречала их как героев, и, может быть, это послужило поводом к тому, что Шоу вновь в ответственной командировке - на этот раз в Москве для освещения встречи Буша и Горбачева.
- Господин Шоу, у Си-эн-эн огромная аудитория телезрителей, ваши репортажи внимательно смотрят политические лидеры всех стран, вспомним хотя бы передачи из Багдада, которые видели и Буш, и Хусейн. Возникают ли при этом какие-либо особые чувства?
- Нет. Я - репортер. Мне не важно, сколько людей смотрят мои репортажи, кто они, из какой страны. Мне также все равно, кто сидит у телевизора - президент или дворник.
- И вы никогда не ощущали давления со стороны сильных мира сего?
- Я не боюсь тех, о ком делаю репортажи. Я всегда должен оставаться беспристрастным - это моя профессия.
- Вы можете описать первую ночь бомбардировки Багдада и как вы попали туда?
- Конечно. Атака была совершенно неожиданной для всех. И для Саддама, и для его армии, и для всех нас. Никто не контролировал ситуацию, никто не владел информацией. Мы вели прямые репортажи всю ночь, и только наутро Хусейн частично закрыл нам эфир и ввел цензуру. Что я чувствовал, когда работал? Это было похоже на ад, поскольку бомбардировка была крупнейшей за всю войну.
Как я оказался в Багдаде? У нас было запланировано интервью с Саддамом. Я уже работал с ним незадолго до этого. Но через несколько дней после начала войны стало ясно, что Хусейн не собирается встречаться с нами.
- Багдад - это единственное место, где вам пришлось рисковать?
- Могу сказать, что ничего подобного со мной до этого не случалось. Хотя в меня стреляли в Никарагуа, когда свергали Сомосу. В 1978 г. в корпункте Эй-би-си в Манагуа погиб мой близкий друг. А до этого работал в Чили, где тоже было очень опасно. Был на Кубе четыре раза, когда там было неспокойно.
- Что заставляет вас делать репортажи из горячих точек планеты? Деньги? Слава?
- Я по профессии журналист - и этим все сказано.
- У вас есть какие-нибудь прогнозы относительно политической и экономической ситуации в России?
- Мне ясно одно, что люди здесь просто будут вынуждены многое поменять. Вообще, я не знаю другой такой страны, где стали бы менять систему управления. Будет интересно посмотреть, что сумеет сделать Советский Союз сам и что сумеет сделать мир в целом, чтобы помочь вашей стране. Это в первую очередь касается США. Ведь дни, когда наши страны противостояли друг другу, прошли, и, по-моему, навсегда.
Для "АиФ" подготовил студент Везлианского университета У. СИГЕЛ.