Москва, 23 августа. 16.00. Распоряжением мэра Москвы Г. Попова, которое было согласовано с Президентом СССР, Генеральным секретарем ЦК КПСС (в то время) М. Горбачевым и Президентом РСФСР Б. Ельциным, комплекс зданий ЦК КПСС на Старой площади был передан мэрии столицы. Префект Центрального округа А. Музыкантский объявил о срочной эвакуации всех работающих в этих зданиях. Ровно через час, в 17.00, здания были освобождены и опечатаны.
СОБЫТИЯ эти были столь неожиданными, что эвакуация больше напоминала бегство с тонущего корабля. Сотрудники ЦК КПСС и ЦК РКП, аппарата Президента СССР (часть из них работала в этих зданиях), " технический персонал выскакивали из подъездов, успев прихватить с собой лишь самое необходимое, и тут же за воротами попадали в "объятия" тысяч москвичей, которые живым кольцом окружили Старую площадь. Под радостные крики и улюлюканье толпы черные "волги" секретарей ЦК покинули последний оплот "ума, чести и совести нашей эпохи".
С большим трудом, практически на бегу нам все же удалось побеседовать с некоторыми сотрудниками центральных партийных органов. Несмотря на гласность, все они отказались назвать свои фамилии.
- Ваше отношение к решению Президента СССР М. Горбачева и Президента РСФСР Б. Ельцина о приостановке деятельности ЦК КПСС и национализации имущества КПСС.
Сотрудник аграрного отдела ЦК КПСС:
- Я рядовой работник и чувствую вопиющую несправедливость со стороны тех, кто это делает. В партии есть прекрасные, умные люди, желающие добра Родине и делающие это добро.
Сотрудники социально-экономического отдела ЦК КПСС:
- Конечно, ощущения необычные. Я и мои коллеги считаем это решение несправедливым. Коль мы строим правовое государство, то любое действие необходимо обосновать. Решение Президента еще не опубликовано, а нас уже экспроприируют. И почему именно КПСС?
Все должно быть на основе здравого смысла и закона. Пассивная позиция ЦК КПСС во время переворота сослужила плохую службу партии.
Сотрудники оборонного отдела аппарата Президента СССР:
- Это несправедливо. Что это - фашизм или демократия? Это настоящий фашизм.
Сотрудники общего отдела ЦК КПСС:
- Все должно делаться в рамках закона. Такие важные вещи должен решать Верховный Совет СССР. Руководители партии, которые участвовали в путче, - это одна группа, а вся партия - это честные труженики. Получается так, что незаконный переворот перешел в законный. Какая уж тут демократия. Закрыли все партийные газеты. У вообще, при чем тут партия?
Партию надо рассматривать прежде всего как партию 15 миллионов честных людей, причем лучших. Худших в партию, как правило, не принимали - ни пьяниц, ни прогульщиков, ни спекулянтов.
Первый секретарь ЦК КП РСФСР В. Купцов в сопровождении 10-12 сотрудников. Без комментариев.
Технические работники ЦК КПСС:
- Партия ни при чем. Руководители виноваты.
Секретарь ЦК КПСС В. Фалин:
- У нас нет еще правового государства. Но решение принято, и его надо выполнять.
Секретарь ЦК КПСС А. Дзасохов в сопровождении 12-15 человек. Комментировать ситуацию категорически отказался.
Сотрудники аппарата Президента СССР:
- Это антиконституционное решение. Но, поскольку оно принято, наша задача его выполнить.