Примерное время чтения: 8 минут
370

ОБНОВЛЕНИЕ КАДРОВ - ЛЕКАРСТВО ОТ ЗАСТОЯ. ЦК КПСС и перестройка

Статистика, как утверждают, знает все. Но все ли знают статистику? Почти наверняка не ошибусь, сказав: того, что опубликовал журнал "Известия ЦК КПСС" в NN 1, 2, 5 и 6, не знал практически никто. Между тем интерес она представляет бесспорный, ибо впервые на памяти нескольких поколений в открытой печати появились сведения о членах и кандидатах в члены ЦК КПСС (отдельно - Политбюро) и центральной ревизионной Комиссии (ЦРК).

ПОПРОБУЕМ систематизировать и обобщить опубликованные данные о членах центральных партийных учреждений.

XXVII съезд КПСС избрал в ЦК 307 членов и 170 кандидатов, в Центральную Ревизионную Комиссию - 83 члена. К февралю прошлого года осталось 303 члена ЦК, после апрельского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС их число сократилось до 251, а после сентябрьского - до 249; число кандидатов в члены ЦК также уменьшилось до 108 человек. Проанализируем состав членов ЦК КПСС до апреля 1989 г. и после него.

Прежде всего отметим, что в числе 303 членов ЦК КПСС было 288 мужчин и лишь 15 женщин.

Удельный вес женщин в ЦК КПСС до апреля 1989 г. составлял 5%, на апрельском Пленуме в связи с уходом на пенсию были освобождены из ЦК 3 женщины и включены в его состав 4, в связи с чем ситуация изменилась очень мало. Теперь женщин в ЦК КПСС 6%, тогда как в партии в целом их около одной трети.

Сейчас в составе партии около 45% рабочих и примерно 12% работников сельского хозяйства, т. е. в целом тружеников, занятых в производственной сфере, в КПСС больше половины численного состава - 57%. А вот в ЦК КПСС до апреля 1989 г. было всего лишь 15 рабочих и 7 тружеников села - в общей сложности 22 человека, или около 7%. После апрельского Пленума "рабоче-крестьянская прослойка" увеличилась до 29 человек, и, поскольку уменьшилась численность ЦК, удельный вес промышленных рабочих и тружеников села вырос в нем примерно до 11 %. Поневоле вспоминается ленинский призыв "орабочить ЦК", оставленный в "завещании" партии. Владимир Ильич предлагал к имевшимся 27 членам Центрального Комитета дополнительно ввести рабочих "от станка", стремясь довести их удельный вес до 2/3 состава ЦК и тем поставить под их контроль профессиональных "вождей".

СИМБИОЗ РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Сейчас же в составе центральных учреждений партии из 560 человек примерно 500 - это должностные лица: министры, руководители ведомств, первые секретари ЦК республик и обкомов, командующие военными округами и т д.

На XXVII съезде в ЦК партии были избраны все 15 первых секретарей ЦК компартий союзных республик. Сейчас их осталось 12, так как один умер - Гришкявичюс (Литва), а двое - Кунаев (Казахстан) и Усманходжаев (Узбекистан) выведены из ЦК. В целом же партийные работники представлены в высшем руководящем органе КПСС весьма внушительно - 110 человек. Это первые и вторые секретари компартий союзных республик, обкомов, крайкомов и горкомов партии, ответственные работники аппарата ЦК КПСС. Правда, апрельский Пленум вывел из состава ЦК сразу 35 представителей высшего эшелона партийного руководства, введя взамен только 6, но и после этого удельный вес ответственных партработников в ЦК практически не уменьшился (сравните: 110 из 303 и 85 из 251).

Мощную группу в ЦК представляют министры и их заместители - 94 человека (сюда входят и председатели Советов Министров, их заместители); при этом "взвод" Министерства обороны наиболее многочисленный, в нем едва ли не все заместители министра (15 человек). В целом же военное ведомство имело в ЦК 26 человек (после апрельского Пленума, правда, только… 17)!

Многие, наверное, заметили, что после XIX партийной конференции перестали появляться совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Казалось, наступило разделение партийных и государственных функций. Однако партийные деятели высшего ранга и руководители ведущих отраслей народного хозяйства и таких ведомств, как МВД, КГБ, Министерство обороны, составляют вместе почти 2/3 всего ЦК, а значит, по сути ничего не изменилось - принятие "совместных решений" фактически продолжается в рамках Центрального Комитета.

Нельзя не согласиться с выводом, который сам напрашивается: практически все руководящие органы партии - сверху донизу - формируются преимущественно по должностному принципу. Это подтверждает и наличие в ЦК "непременных членов" - Генерального прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, председателя ВЦСПС и др.

О ВОЗРАСТЕ И СРОКАХ

А раз так, стоит ли удивляться "великовозрастности" большинства членов ЦК? Несмотря на то, что на XXVII съезде ЦК был фактически на треть обновлен (108 новых членов вошли в его состав), в целом возрастная картина выглядела следующим образом: родившихся в 1898 - 1919 гг. - 58 человек, в 1920 - 1929 гг. - 129, в 1930- 1939 гг. - 98, в 1940 - 1949 гг. - всего 11, а в 1950 - 1959 гг. - 4 человека!

Таким образом, явных и потенциальных пенсионеров в этом ЦК осталось 185 человек - 61% состава. Практически 2/3 членов того органа, которому предстояло возглавить провозглашенную партией перестройку, являлись людьми пенсионного возраста. Вправе ли была партия, избравшая такой ЦК, ожидать от него проявления динамизма, революционной энергии, гибкости и неординарности мышления?!

Практически сразу после съезда началось оформление персональных пенсий членам вновь избранного ЦК: в 1986 г их было 7, в 1987-м - 13, в 1988-м - 31, в 1989 г (к апрельскому Пленуму) - 21. Факт, в истории нашей партии неслыханный: после XXVII съезда КПСС вышли на пенсию 10 впервые избранных в ЦК его членов. (Добавим, что после сентябрьского Пленума ушли на пенсию 26 членов и 14 кандидатов ЦК, а также 4 члена ЦРК).

Кстати, о сроках. Среди 303 членов ЦК со стажем пребывания в центральных учреждениях партии (ЦК и ЦРК) в 3 года было 98 человек; 8 лет - 63; 13 лет - 43; 18 лет - 47; 1 человек имел стаж 19 лет; 23 года - 22 человека; 28 лет - 20 человек; 30 лет - 1; 33 года - двое и 37 лет - 6 человек. Таким образом, членов ЦК, которые пробыли в центральных учреждениях партии не два срока, а больше - до семи сроков! - всего 142 человека, почти половина состава. Нетрудно понять, почему было провалено на XIX партконференции предложение немедленно задействовать решение об ограничении пребывания на руководящих постах двумя сроками. Слишком многих такое решение вынудило бы покинуть обжитые кресла...

Не надо думать, что это касается только партийных функционеров да министров. И среди рабочих есть своего рода "старожилы": строитель В. А. Затворницкий уже имеет 18 лет стажа. М. И. Клепиков, колхозный бригадир, - 23 года, А. Я. Колесников, горняк, - 18 лет.

Академик Александров А. П. был избран в ЦК на XXVII съезде в возрасте 83 года при стаже пребывания в центральных учреждениях КПСС 27 лет; Антонов А. К. - соответственно 74 и 25; Байбаков Н. К. - 75 и 30; Густов И. С. - 75 и 25; Зимянин М. В. - 72 и 34; Пономарев Б. Н. - 81 и 34; Славский Е. П. - 88 и 25; Соломенцев М. С. - 73 и 25; Тихонов Н. А. - 81 и 25; Школьников А. М. - 72 и 34.

Апрельский Пленум не смог осуществить сколько-нибудь серьезного омоложения центрального органа партии. В члены ЦК КПСС было переведено всего 24 кандидата, среди них пятеро перешли 60-летний рубеж, 12 человек в возрасте от 52 до 58 лет, пятерым - от 44 до 49 и лишь одной 38 лет.

Вызывает недоумение тот факт, что довольно солидный кандидатский корпус ЦК дал столь незначительное пополнение его основному составу. Ведь задумывался он как резерв высшего партийного руководства, но десятилетия функционирования номенклатурной кадровой системы привели к тому, что и кандидатами в члены ЦК КПСС могли стать только лица, занимающие определенную - и достаточно высокую - должность.

И еще один вопрос. Неужели настолько оскудел партийный резерв, потенциал почти 20- миллионного авангарда, если в ЦК партия вынуждена делегировать после 10-летнего перерыва 67-летнего И. К. Лутака? И для чего? Для того, чтобы через три года отправить на пенсию?..

А избрание на XXVII съезде в ЦК таких "деятелей" застойного периода, как бывший министр водного хозяйства Н. Ф. Васильев (в 1986 г. ему уже было 70 лет, 20 из них он был членом ЦК) или бывший первый секретарь Ярославского обкома КПСС Ф. И. Лощенков, которого ярославцы лишили мандата делегата XIX Всесоюзной партийной конференции за "выдающиеся достижения" в развале экономики и культуры области (ему, кстати, к моменту избрания в новый состав ЦК, где он пробыл уже 25 лет, был 71 год, а совсем недавно он ушел-таки на пенсию), - разве не свидетельствуют такие примеры об утрате многими коммунистами (я имею в виду прежде всего делегатов съезда) понимания того, что Центральный Комитет КПСС - это орган боевой, работающий, требующий от его членов самоотверженного, неустанного горения, а не почетного пребывания?

Думается, предстоящий XXVIII съезд КПСС, за необходимость досрочного созыва которого выступает все больше коммунистов, должен решительно обновить ЦК и ввести в новый Устав КПСС требование регулярной замены (на каждом очередном съезде) как минимум 1/3 состава Центрального Комитета. В партии, в ее руководстве должна постоянно пульсировать свежая, молодая кровь, как гарантия от застойных явлений, всякого рода культов и культиков, привыкания к привилегиям и пр.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно