Примерное время чтения: 3 минуты
465

Сталин любил подкладывать соратникам помидоры на стул. С кем черт не шутит

Крепкие молодые парни в форме штурмовиков берут под контроль здание, врываются в аппаратную, откуда ведется телевизионная передача. Снова ползет вверх красное полотнище со знакомым усатым ликом...

Нет, это не из хроники недавних событий - это из новой комедии "И черт с нами" режиссера Александра Павловского, известного зрителю по картинам "Зеленый фургон", "Трест, который лопнул" и другим. Новая лента была представлена зрителям в конце июля, а беседовали мы с Павловским 17 августа, за день до путча...

- ЗАМЫСЕЛ фильма возник еще в 1988 г., во время первого фестиваля "Золотой Дюк" в Одессе. Там царила как бы эйфория перестройки, интеллигенция праздновала победу. Я попробовал представить: ну хорошо, все празднуют, но вот приди сюда сейчас диктатор, что было бы?

Со сценаристом Игорем Шевцовым мы придумали: на "закрытой" даче в вымышленном южном городе - Черноморске просыпается "законсервированный" в анабиозе бывший вождь.

- Все же почему диктатор "оживает" не в Москве?

- В Москве слишком близкий путь к Кремлю.

- Насколько достоверны в фильме детали поведения "ожившего" Сталина?

- Все достоверны, если не врут те, кого мы прочитали, - прежде всего А. Антонов-Овсеенко, Ю. Семенов и другие. Сталин действительно любил те песни, которые он запевает в нашей картине. А юмор, судя по воспоминаниям, у него был своеобразный, злой, сюрреалистический. Он подшучивал над членами Политбюро, подкладывая им на стул помидоры, любил пугать свое окружение. К тому же мы перечитали самого Сталина - и у нас в картине зазвучал текст из речей, написанных им самим. В этой роли снялся не профессиональный актер, и с этой точки зрения, он, возможно, проигрывает работавшим у нас Н. Караченцову, Л. Удовиченко, Д. Харатьяну, но зато его облик на экране достаточно точно соответствует знакомым портретам.

- А вы не боялись вызвать призрак?

- Я думал об этом, еще приступая к картине, и не могу сказать, что я вообще не боюсь. Но что важнее - мистический риск вызвать призрак к жизни или гражданская цель - не дать этому произойти, попытаться сделать так, чтобы он не пришел? Я выбрал второе.

Когда фильм был закончен, нам много звонили и буквально требовали - смените название, про черта не надо - это же черная дыра, которая затянет всех, кто ее делал. Надеюсь, что я отвел удар от других, приняв его на себя, - дело в том, что в последний съемочный день я свалился с инфарктом и заканчивал картину уже через полгода. Но я не могу отказаться от названия, так хотелось бы сказать обо всех нас: если мы еще раз допустим подобное - и черт с нами!

Беседу вела Е. ФЕЗИ-ЛУГИНСКАЯ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно