Эксцентрическая, искрометная комедия режиссера Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" вышла на экраны без малого 33 года назад! Ей совершенно ни к чему пошлое закадровое ржание нынешних комедийных сериалов - она на самом деле безумно смешная! Гениальные актеры, каскад трюков, фразы, ставшие афоризмами, замечательные песни - все это сделало картину классикой комедийного жанра. Так что "будете у нас на Колыме..." - смотрите "Бриллиантовую руку"!
ТАТЬЯНА НИКУЛИНА изображала бдительного экскурсовода
- ЮРИЙ Владимирович Никулин всегда говорил: "Комедия - дело серьезное!", поэтому и на съемках "Бриллиантовой руки" атмосфера была достаточно серьезная.
Когда снимали мою сцену с экскурсоводом, я вспомнила руководителей наших экскурсий на Западе, это вечное: "По одному не ходить!.. Лучше по трое!.. Ни с кем не разговаривать!.. Опасайтесь провокаций!.." И я старалась изобразить именно такую даму: "железную", распорядительную, следящую.
"Заграницу" нашли в старом Баку: улочки, где еле-еле протискиваешься боком... Полная экзотика! Зато гипс у Юрия Владимировича, в отличие от фальшивой Италии, был самым настоящим. Его специально сделали по руке и надевали на каждую съемку, затем разрезали и снимали.
Еще один интересный момент - эпизод автомобильной погони в горах, когда едущая на высокой скорости машина показана снизу, как бы от самого асфальта. Для того чтобы это снять, положили кусок фанеры, привязали к машине, на эту фанеру лег оператор с камерой, машина его "тягала", а он снимал. Между прочим, с риском для жизни.
Очень забавно было наблюдать, как снимали сцену с Папановым, которого зацепило крючком и поволокло под водой. Большую ее часть сняли на макете при помощи комбинированных съемок. Изготовили маленькую фигурку Папанова, и операторы комбинированных съемок возились с ней в небольшой луже - снимали. А на экране все смотрится совершенно естественно!
Нашего с Юрой сына Максима поначалу не собирались снимать. Эта идея возникла уже по ходу съемок. Он был еще маленький, лет 10-11, и сцена с ним никак не получалась. Снимали недалеко от берега. Под водой закрепили доску. Максим шел по ней "по воде, аки посуху", а упав в воду, оказывался на глубине. И в процессе съемки Максим все время ждал, что Миронов его столкнет, и шел по этой доске очень напряженный. Тогда Гайдай сказал: "Вот что, Максим! В этот раз тебя Миронов толкать не будет. Толчок этот снимем отдельно". Максим расслабился. И тут Миронов как ему поддал!..
Был там и еще смешной случай. Для того чтобы снять падение Юры из багажника машины, сделали очень хороший манекен - с его фигурой, с его лицом. Он лежал на каком-то складе. Вдруг в один прекрасный день раздается телефонный звонок, и меня осторожно спрашивают: "А как... Юрий Владимирович?.." Я говорю: "Да все нормально!" И слышу: "Господи! Слава Богу! А то в Москве распространился слух, что он умер!.." Оказывается, уборщица, которая убиралась на этом складе, обнаружила под куском материи какую-то фигуру. Заглянув под эту тряпку, она увидела неживого Никулина, заорала диким голосом, и моментально разнесся слух, что Никулин умер. На это я сказала: "Ну, Юр, значит, долго жить будешь!"
Юра очень любил петь. И "Песня про зайцев" сослужила ему хорошую службу. Когда "Бриллиантовая рука" вышла на экраны, мы уже снова работали в цирке. И вот где-то в середине 2-го отделения Юра выходил и говорил: "А теперь по просьбе публики - "А нам все равно!" - и пел под оркестр. Публика с таким восторгом аплодировала, слушала, подпевала!
ЯКОВ КОСТЮКОВСКИЙ раскопал сюжет о контрабанде в гипсовой руке из газеты
- СЦЕНАРИЙ "Бриллиантовой руки", как и "Операции "Ыѕ" и "Кавказской пленницы", мы писали втроем: Гайдай, Слободской и я. Сюжет был взят, как говорится, "из жизни". Мы прочитали заметку, по-моему, в еженедельнике "За рубежом" о том, что была попытка контрабандистов перевезти какие-то ценности в гипсе. А потом очень смешно эта история к нам же и вернулась: когда фильм уже вышел на экраны, напечатали другую заметку про каких-то контрабандистов в Альпах, которые, посмотрев "Бриллиантовую руку", решили воспользоваться этой идеей с гипсом...
Мне приходилось слышать рассказы некоторых актеров о том, что на съемках у Гайдая всегда существовала атмосфера безудержного веселья, импровизации, актеры придумывали себе роли, реплики... Это все - полная ерунда! Гайдай был слишком серьезным режиссером, чтобы пускать дело на самотек. Он очень тщательно готовился к съемке, тщательно работал над каждой мизансценой. Более того - он мне как-то рассказал, что все роли (даже женские) он сам для себя до съемок проигрывал. Помнится, одна актриса слишком много говорила на съемках, слишком много предлагала. И однажды, наслушавшись ее досыта, Гайдай сказал замечательную фразу: "Люблю немые фильмы - прекрасная женщина открывает прекрасный рот, и из него... ни одна глупость не вылетает!"
Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной. По вине кого-то из технических работников съемочной группы что-то там не ладилось, и приходилось снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на этого ассистента: "Идиот!.." И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, только адресовалось это уже "Графу" - Миронову.
Разумеется, ни за какую границу снимать нас не пустили. И все "заграничные" сцены мы снимали в Баку. Там нам попался очень смешной ишак, который все время влезал в кадр. Все злились, а Гайдай сказал: "Ничего, снимаем!" Так ишак стал кинозвездой.
Не менее забавная ситуация сложилась при съемке эпизода, когда "сын" Никулина стреляет в Миронова мороженым. Андрей натерпелся! Конечно, на самом деле мальчик стрелял не в него, а мимо. В этот момент ассистент за кадром кидал в лицо Миронову смесь из творога с молоком - чтобы брызги летели, как от мороженого. Кидался он очень неудачно - промахивался. Пришлось переснимать раз 10. И Миронов вынужден был все это терпеть.
С финалом картины тоже произошла трагикомическая история. По сценарию был другой финал. На костылях ковыляет Горбунков - Никулин, а Надежда Ивановна (Нина Гребешкова) смущенно говорит: "Сеня, я хотела тебе сказать... кажется, у нас будет ребенок...". Вроде бы неплохо, но жизнь распорядилась куда лучше. Решили снять их прогулку на катере. Над причалом висел большой крюк, который раскачивался над лодкой. И произошел несчастный случай: крюк упал Никулину на голову. Это случилось совершенно неожиданно - все онемели! Но Никулин, конечно, великий артист! Он все стерпел, хотя крюком ему рассекло кожу, было даже небольшое сотрясение мозга... Но камера снимала, Юра играл так, будто этот трюк был предусмотрен сценарием! И именно этот дубль, в отличие от сценарной концовки, Гайдай поставил в фильм при окончательном монтаже.