По просьбе "АиФ" последние события в нашей стране комментирует корреспондент американской газеты "Нью-Йорк таймс" Серж ШМЕМАН.
- Г-н Шмеман, какое из происшедших в последнее время у нас событий, на ваш взгляд, можно считать сенсацией?
- Конечно же, референдум на Украине. Поскольку, как говорили все время и Ельцин, и Горбачев, без Украины не может быть Союза, этот референдум в каком то смысле "прикончил" Союз.
- Верите ли вы в апокалиптические предсказания о грядущей гражданской войне, хаосе, новых путчах?
- Мне кажется, что не нужно все время пытаться заглянуть вперед и ждать, когда же будет хуже. Все уже и так плохо. Уже идет война, уже убивают людей. Танки в Москве были дважды. А хаос - вот он уже здесь. На улицу выйти страшно, машины не останавливаются на красный свет. Даже в Москве улицы вообще не моют. Люди не знают, где власть. А когда говорят, что "у правительства нет денег", то мы не знаем: что такое правительство?
Мы, иностранные корреспонденты, видели, что Ельцин издает указы, выступает в парламенте, но пока мы недостаточно видели, как он или его "команда" просто садились и объясняли, что какая-то конкретная программа будет означать для людей. Говорят: "освобождение цен"... Но сам я этого не понимаю: как можно их освобождать, если нет конкуренции? Это значит просто взвинчивать цены.
- Ну, тут можно поспорить. Скажем, есть надежда на импорт...
- А чем расплачиваться, если нет валюты?
- Опять же можно взять теоретический вариант: продавать здесь иностранцам недвижимость за рубли.
- Ну, я не знаю. Много ли купят в такой ситуации... А потом, это тогда будет конкуренция между импортными товарами, а не местного производства
Я думаю, что в любом случае нельзя продолжать издавать сверху эти бесконечные указы, а потом их не разъяснять.
Я был в ГДР перед воссоединением Германии. Тогда Коль выступал по телевидению бесконечно, в телепрограммах, в газетах специалисты постоянно разъясняла все до мелочей. На улицах распространяли что-то вроде листовок, где были нарисованы человечки, спрашивавшие: "Что будет, если...", - а затем следовали разъяснения, написанные простым языком.
По-моему, урок демократии, который у вас должны были бы усвоить с самого начала, заключается в том, что людям надо несколько больше доверять. А если люди чего-то не поймут, то они этого не примут.
- Нам, наверно, остается утешаться тем, что радикальная рыночная реформа все-таки сдвигается с "мертвой точки".
- Да, все равно "все уже началось". Так что, если даже никто уже ничего не сделает, рынок - в широком смысле - в конце концов сам к вам впрыгнет. Простой пример: магазины пусты, а товары поступают на барахолки.
Беседовал Б. СТАНИШНЕВ