Примерное время чтения: 6 минут
214

ГОРЯЧАЯ ТОЧКА. Тбилиси: у Дома правительства и вокруг

Наш специальный корреспондент В. САВИЧЕВ прибыл в аэропорт г. Тбилиси в понедельник, 23 декабря, когда на центральной площади перед Домом правительства вторые сутки шел ожесточенный бой.

ТЕЛЕФОННОЙ связи к тому времени уже не было, общественный транспорт в город не шел, а таксисты и частники отказывались везти в центр. Кое-как добрался до станции метро "Площадь свободы". На выходе - полно народу, в основном - молодежь, пришли "смотреть на войну". Из холла метро выходить опасно: с площади, где идет бой, летят пули.

- Это не настоящие, - говорит парень лет 20-ти, глядя на "трассы", рассекающие темноту, выскакивает на проспект и бежит вдоль ограды к площади. Через 5 минут его приносят с огнестрельным ранением груди. Шум, гам, толпа любопытных, - парня чуть не задушили его же свитером. Раненого грузят на носилки и отправляют подошедшим поездом метро в больницу.

- За сегодняшний день - девятнадцатый, - констатирует врач медпункта, организованного на станции. - Все с пулевыми ранениями.

Перестрелка длится всю ночь. В отсутствие телефонной связи найти кого-то из официальных лиц практически невозможно. С корреспондентом "АиФ" люди охотно делятся информацией, но все это на уровне слухов. Двое военачальников - Т. Думбадзе и Д. Джумбуридзе - более разговорчивы: "Мы понимаем, что это - братоубийственная война, и крови мы не хотим. Сегодня мы готовы предъявить более "легкие" требования: пусть Гамсахурдиа остается президентом, но при этом пересмотрит свою политику по отношению к оппозиции. Пусть даст больше свободы и демократии, в Грузии не должно быть политических заключенных".

Бывший премьер Т. Сигуа находится в здании гостиницы "Тбилиси" - напротив Дома правительства. Там время от времени проходят переговоры, которые, судя по несмолкающей пальбе, ни к чему не приводят.

Нас привозят на проспект Руставели. До "Тбилиси" - метров 300 - 400. Решили идти туда. Две журналистки из Си-эн-эн, репортер и оператор, молодой русский парень, работающий на них в качестве помощника, и я двигаемся вдоль стен. Впереди интенсивная перестрелка, время от времени слышны взрывы. "Не смей туда лезть, это не твоя работа, - говорит одна из журналисток нашему парню, - уволю". Чертыхаясь, тот идет обратно. Но и нам туда пройти не удается - эта сторона простреливается защитниками Дома правительства.

Невзирая на опасность, на проспект все прибывает и прибывает народ. Здесь все - и сторонники, и противники президента. Сюда долетают пули, и народ время от времени отбегает подальше, но возвращается вновь. Сторонников, пожалуй, больше. Их позиция такова: за Гамсахурдиа проголосовали 87% избирателей. Мы его выдвинули в президенты, если не понравится, то мы его и "задвинем". И никто не имеет права свергать его силой. Очень интересуются, как смотрят на происходящее в России. Обижаются, что в прессе и по телевидению мятежников называют всего навсего оппозицией: мол, тех, кто пытался свергнуть Ельцина, весь мир называл путчистами и хунтой, - несправедливо. И тут же спрашивают: а как вы считаете: Гамсахурдиа - диктатор?

Рядом в подъезде прячутся молодые ребята. Вообще-то, студенты придерживаются нейтралитета, но у этих студентов за спиной охотничьи ружья.

- За кого пришли воевать?

- За оппозицию.

- Почему?

- Гамсахурдиа целый год у власти и ничего за этот год не сделал, только еще хуже стало.

- У вас ружья... Вы будете стрелять?

- В крайнем случае.

- В каком?

- Ну, говорят, что чеченцы идут на помощь президенту. Они не грузины, они другие. В грузин мы стрелять не будем. А вообще все это очень плохо.

Действительно, происходящее кажется нереальным. В двух кварталах отсюда идет нормальная жизнь. Открыты кафе и магазины, работает транспорт. Люди готовятся встречать Новый год. А какой это праздник без сациви из индюшки или курицы? На рынке многолюдно.

- Бабушка, сколько стоит индейка?

- Три доллара, сынок.

- Так у меня долларов нет!

- А что эти бумажки стоят?! Ну, ладно, бери за 250 рублей.

Курица стоит подешевле, но из нее без грецких орехов сациви не приготовишь. Орехи тоже нынче в цене - 100 рублей за 1 кг. Зато мясо, фрукты и зелень - в 2 - 3 раза дешевле, чем в Москве. Люди не верят, что на московских рынках мясо стоит 100 рублей.

По словам мятежников, сегодня они наконец должны пойти на штурм. Это не первое подобное заявление, однако дальше активной перестрелки дело не идет. Со стороны видно, что имеющихся средств - техники и людей - у мятежников для этого нет. Дом правительства строился еще пленными немцами после войны, а строить они умеют. Так что градобойными снарядами стены не разбить. Там большие запасы продовольствия, автономная система водоснабжения, глубокие бункеры - в свое время "слуги народа" хорошо позаботились о своей безопасности. А вот здания школы N 1, Дома художника и очень красивой гостиницы "Тбилиси" шквала огня не выдержали, почти разрушены.

Сторонники оппозиции уверяют, что в первую очередь Гамсахурдиа обманул крестьян, до сих пор не дав им землю. Но в августе именно эти слои населения отстояли президента, именно они, судя по слухам, движутся с оружием на помощь ему и сейчас.

Но кровь еще прольется, и немалая. У оппозиции выхода нет, вряд ли их простит президент, да и народ настроен очень агрессивно. Лидеры могут покинуть свою страну, но куда денутся сотни рядовых бойцов со своими семьями?

Многие, в том числе и через официальную прессу, сетуют на бездействие милиции. Действительно, в военные действия МВД Грузии не вмешивается, но именно силами милиции осуществляется, например, охрана аэропорта, проверка автомашин, следующих в город. Нас, кстати, - меня и нашего фотокорреспондента Ю. Романова - чуть было не арестовали по дороге в аэропорт, приняв за "провокаторов". В милиции, куда нас доставили, узнав, что мы журналисты из "АиФ", тут же вернули аппаратуру и документы, помогли улететь. Вот уж воистину; не было бы счастья, да несчастье помогло.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР, стало известно, что на помощь президенту пришли вооруженные отряды из провинции и вытеснили мятежников с площади. Таким образом, 25 декабря осада Дома правительства снята, но, по поступающим сообщениям, положение остается крайне напряженным. Связь с Тбилиси по-прежнему отсутствует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно