Примерное время чтения: 6 минут
85

В КОРИДОРАХ ВЛАСТИ. Время телевидения

...В тот вечер любимая многими Татьяна Миткова появилась на экране в мужеподобном костюме, с галстучком. Глаза ее были колючие, речь - отрывистая. Уже незаметной стала та улыбка, от которой сходило с ума множество мужчин- телезрителей. Казалось, что под комментаторским столом она прячет пулемет...

ДРУЖИТЬ С ПОМОЩЬЮ ТВ

В нашей стране, где граждане практически лишены каких-либо развлечений, где водка стала безумно дорогой и пригласить кого-то в гости - не на что, телевидение (ТВ) стало воистину огромной силой. Мы даже повседневную жизнь свою подгоняем под информационные программы. Спешим, например, к экрану, едва заслышав позывные "Вестей". Но, разбудив людей трансляцией партконференций, съездов и сессий, оно так и не может остановиться, преподнося "народонаселению" все новые порции политической шокотерапии.

Не везде это нравится. Некоторые дозы "голубого лекарства" явно велики для ряда республик и регионов. Вполне прогнозируема ситуация, когда, насмотревшись "компетентных" анализов из Москвы, там попросту отключат рубильник, как это уже делали в Прибалтике, Грузии и т. д.

Объективности ради надо сказать, что развал союзной системы ТВ неизбежен, как был неизбежен происшедший развал СССР. Но в какой форме он должен произойти? Если страны Содружества прекратят между собой всякое телеобщение, то в выигрыше не окажется никто. Пышным цветом расцветет дезинформация, умножится неразбериха. Народы, живущие десятилетиями вместе, хотят знать друг о друге как можно больше, а особенно то, что с каждым из них происходит сегодня. И не только это.

Худо-бедно, но бывшим центральным ТВ накоплен большой творческий потенциал. Это люди, фильмы, театральные постановки, бесценные исторические архивы... Да и техника, наконец. От спутниковой связи, опоясывающей весь мир, до студийного оборудования. Во многом оно, конечно, устарело, но пока все-таки работает. Бросаться этим было бы просто не разумно. Вот почему, думается, наиболее приемлемый вариант - создание реального телеканала Содружества. В Минске, кстати, так и было заявлено - содействовать единому информационному пространству СНГ.

Практически это могло бы означать, что все первые лица Содружества могли бы иметь постоянное время в эфире. В добавление к этому местные ТВ-центры готовили бы ежедневные информационные программы. Москва при этом могла бы предоставлять технические средства и давать свои комментарии, считает руководство телевидения.

Но именно здесь и подстерегает ТВ СНГ главная опасность. Каким должен быть комментарий, да и должен ли он быть вообще? В США, к примеру, зритель может воспользоваться несколькими десятками телеканалов. На каждом из них - не менее десятка-другого ведущих. Выбирай из этих сотен людей по уму или по обаянию.

ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО - ПРОПУСК В ОСТАНКИНО

У нас ситуация иная. Так как нет выбора, смотреть и слушать приходится одних и тех же комментаторов и аналитиков, путешествующих из одной программы в другую.

Помните, как уже 2 января к вечеру комментаторы ТВ заставляли нас недоумевать, почему на полках не появилась колбаса и не начали работать рыночные отношения. Напомним, что в тот день начиналась экономическая реформа, которая и должна была создать стимулы для того чтобы эта колбаса появилась на прилавках.

Примеров подобной "информации", к сожалению, очень много. Конечно, это проблемы профессиональные. Очень мешает "совковая" подготовка журналистов. (Помните, у Ленина: "Газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор"). Вмешаться в жизнь, навязать свое мнение, во что бы то ни стало выразить свое отношение к любым событиям, даже если ты в них плохо разбираешься, - считается хорошим тоном, чуть ли не обязательным. Вот и тиражируется в миллионах квартир мнение одного человека, сидящего перед телекамерой. Часто его заслуга только в одном - он имеет пропуск в Останкино. И его сугубо личное мнение, как эхо, разносится по всем городам и весям.

Не потому ли, в угоду милому сердцу плюрализму с экранов не сходят многочисленные пресс-конференции деятелей типа Завидии, Жириновского, Умалатовой и Макашова. Не беда, что на этих пресс-конференциях сидят по 5 - 6 человек. ТВ упорно продвигает их в политику, хотя истинная цена информации о них - небольшое упоминание в дикторском тексте.

ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ

Все мы прекрасно помним одну характерную деталь советского ТВ. Кто бы ни сидел в кресле его главного начальника, оно регулярно "кормило" нас бесконечными сводками о битве за урожай, сомнительными шоу, награждениями лидеров и их поцелуями.

Что можно увидеть сегодня? Бесконечные репортажи о карабахской трагедии, взрывы, убийства, митинги и выборы. В международной части новостей все то же самое - но только в Югославии, Алжире и т. д. При ежедневном и многократном просмотре всех этих ужасов общий уровень унылости и агрессивности растет день ото дня. Это вряд ли идет на пользу обществу, которое еще только-только начинает освобождаться от страхов тоталитарной системы.

Вместе с тем телематериалы на сельскохозяйственную тематику, вне всякого сомнения волнующие почти всех в наше голодное время, почти исчезли!

Похоже, что на петербургском ТВ побеждает "секундовский" стиль информации, который условно можно назвать стилем "говна и могил". Благодаря ему почти все, кто принимает эту программу, уверены, что С. -Петербург - это большая помойка, где только воруют или убивают. В результате победы этого стиля в Москве скоро можно будет решить, что и Россия, и СНГ то же самое.

Надеемся, что эти крайности себя изживут. Но пока те, кто информирует "народонаселение", похожи на того отца украинского семейства, в котором неожиданно родился ребенок-негр. Однажды, когда мальчик подрос, отец, сидя за столом, предложил ему сало. Ребенок отказался. "Извиняй, Мыкола, - сказал отец, - бананов я тебе не припас...".

В нашем случае отсутствие "бананов" - информационное однообразие, которое сродни авитаминозу. Ведь люди не только страдают и умирают, но и рождаются, живут.

Мы ждем, когда на ТВ и в печати появятся люди, способные оценивать, какое количество сюжетов с убийствами, взрывами, битвами за урожай и конкурсами красоты нести читателю и зрителю, чтобы это соответствовало жизни, а не тому, как эту жизнь понимают телезвезды, даже, если их улыбки само очарование.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно