Примерное время чтения: 5 минут
101

ГОРЯЧАЯ ТЕМА. Казачий край, горячий край

Сегодня, спустя столетия, Краснодарский край вновь оказался на краю Отечества, у российской границы. Причина этого - не только события в Абхазии. Попробуем разобраться.

БАЗАР КАК ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

Сегодня прилавки магазинов в Краснодаре полны продуктов, цены на которые на десятку-другую выше, чем, скажем, в Москве, зато и качеством получше. Но реальным зеркалом жизни является все-таки базар, где свободно, без очередей и толчеи, можно купить практически все: фрукты, овощи, мясо, рыбу и молоко. Тут уж цены несоизмеримо ниже тех же московских. Парная телятина или свинина в пределах 150 руб., творог - 80.

Правда, покупатель не торопится. Для него даже эти цены чрезмерно высоки. Парадоксально, но факт: при всем обилии продуктов в Краснодаре, занимающем одно из первых мест в России по производству зерна и сахарной свеклы, нет ни своего хлеба, ни сахара. Нет в Краснодаре и товаров народного потребления. Все это приходится приобретать по бартеру, меняя зерно, мясо, масло, овощи и фрукты на одежду, холодильники, автомобили и телевизоры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Еще год назад, в период "парада суверенитетов", на территории Краснодарского края провозглашается суверенная Республика Адыгея, правда, в составе России. Особого резонанса данное событие тогда не имело.

Весной нынешнего года шапсуги (практически те же адыги), проживающие в районах Сочи, Лазаревского и Туапсе, высказали претензии на образование своего национально-административного района, причем предполагаемые границы должны были иметь общую линию с границами Республики Адыгея. Если "уважить" 5% населения (именно столько там шапсугов-адыгов), то крови не миновать, рассудили местные власти и наотрез отказали им.

Известно, что в 1960 - 1970-х гг. лидеры национального движения черкесов в Турции вынашивали идею создания Черкесской Северокавказской республики - шестнадцатой союзной в составе СССР. В нее предполагалось включить Дагестан, Чечено-Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Адыгею (практически весь Краснодарский край), а также Абхазию, Южную Осетию и часть грузинских земель.

Примечательно, что все последние конфликты происходили и происходят в регионах, перечисленных выше, и имеют весьма определенный вектор движения. Некоторые аналитики считают, что это все звенья одной цепи: ищутся выходы к морю.

ВЛАСТЬ

До прихода к власти демократов здесь безраздельно властвовал аппарат агропромышленного комплекса. В креслах партийных секретарей всех уровней сидели вчерашние председатели колхозов и совхозов, такие личности, как, например, С. Медунов и И. Полозков.

В основном позиция прежнего руководства была такова: не дадим центру грабить Кубань, не дадим разваливать колхозы, собственность на землю - только коллективная, никакой прописки беженцам (а их к тому времени насчитывалось около 60 тыс. - армяне, азербайджанцы, турки-месхетинцы, крымские татары). После конфликта в Абхазии через край транзитом проследовало еще примерно такое же количество беженцев, из которых около 8 тыс. также не прочь остаться здесь.

Именно в это время на арене появляется Кубанская казачья рада - общественная организация, выпестованная, как уверяют, прежним председателем крайсовета Н. Кондратенко, который и по сей день имеет наивысший рейтинг поддержки среди населения.

Нынешний глава администрации края В. Дьяконов - лишь третий в этом списке, вслед за нынешним главой кубанских парламентариев А. Ждановским. В. Дьяконов откровенно занимает проельцинскую позицию, и его политика по всем основным вопросам принципиально отличается от политики его оппонентов. Он активно выступает за территориальную целостность России, не менее активно помогает фермерским хозяйствам (их на сегодня около 1500, среди которых появились первые миллионеры). Проблему беженцев администрация пытается решать через предоставление официального статуса путем жесткого отбора - так, как это делается во всем цивилизованном мире. С именем В. Дьяконова связывают появление другой казачьей организации - Кубанского казачьего войска, весьма лояльно относящейся к администрации края.

В схватке за власть каждая сторона пытается использовать казачий фактор, поделив казаков на "красных" и "белых", забывая при этом, что все это уже было и чем это обернулось для России и для самих казаков.

КАЗАКИ

Что же представляет собой казачество изнутри? Ответ дают результаты социологического исследования, которое в августе нынешнего года провела по заказу ВС России социологическая служба "Мониторинг".

Согласно оценкам, около 1 миллиона кубанцев считают себя казаками - это примерно 20% от численности всего населения края. За частную собственность на землю высказались менее 40% казаков (по краю в целом - 62%, по России - 82% граждан). Кубанское, казачество в основной массе не поддерживает идею создания казачьей республики (в отличие от казачьей верхушки Дона, где эти настроения очень сильны). Почти каждый десятый казак является приверженцем коммунистической идеологии. Отмечен также категоричный стиль мышления у казаков. Самым популярным российским политиком оказался для них А. Руцкой.

Будучи традиционно приверженными к порядку и власти, они пытаются на своем, зачастую просто бытовом уровне решать проблемы, относящиеся к сфере деятельности правительства, как местного, так и российского, - касается ли дело помощи Приднестровью, охраны границ или наведения порядка на колхозном рынке. Очевидно, поэтому власти, несмотря на неоднократные обращения, не решаются вооружать казаков.

Итак, Россия после распада Союза вступила в период политического и административного переустройства. Во многом эти процессы неуправляемы, что и приводит к кровавым конфликтам. Противостоять этому может здравый смысл людей и активная, а где надо, и твердая политика российского руководства.

"img src="041.gif""

В. САВИЧЕВ, спецкор. "АиФ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно