Видела по телевизору, как выносили приговор сексуальному маньяку Чикатило. Сюжет был очень короткий, и я не поняла, что кричал Чикатило?
А. Ермакова, Крым.
Наш корреспондент, побывавший на заключительной стадии процесса в Ростове-на-Дону, рассказал.
Выкрики Чикатило - это его тонко продуманная тактика. На протяжении всех дней, когда читался приговор, внешне сначала вялый, зевающий, вроде безучастный Чикатило вскакивал и начинал громко кричать, перебивая судью Акубжанова. Нес он всякую чепуху: о Чернобыле и демократии, выкрикивал: "Я не брал линолеум", "Хочу немедленно подать апелляцию", "Вызовите генерального прокурора" и т.д., и т.п. Судье несколько раз даже приходилось удалять Ч. из зала. Причина здесь, видимо, одна: он хотел изобразить из себя невменяемого перед лицом международной прессы и миллионов телезрителей. Однако из результатов судебного расследования и медицинской экспертизы видно, что о невменяемости речи нет. Ч. совершал свои леденящие кровь преступления в полном рассудке, точно рассчитывая все свои действия, готовясь к ним специально. В его портфеле всегда лежал остро заточенный нож, бечевки и баночка с вазелином. Ни одна из жертв Ч. не смогла избежать своей участи. Он действовал безотказно, четко, как машина для убийства. На месте всех своих 52 преступлений он ни разу не оставил улик. У него прекрасная память. Во время следствия он показал места убийств с невероятной точностью, хотя многие из них были совершены более десяти лет назад. Ч. на следствии признал множество совершенных им преступлений. В кулуарах суда отмечалось, что причиной тому была тактика психиатров. В частности, психиатр Бухановский на одной из встреч с подсудимым подвел Ч. к мысли, что чем больше он расскажет о своих деяниях, тем станет яснее, что нормальный человек этого сделать не мог. Конечно, суд над Ч. показывает, как много еще существует проблем в судебной психиатрии и что понятие вменяемости и невменяемости порой бывает достаточно призрачно.
Итак, преступника приговорили к расстрелу. Возможна подача кассационной жалобы в верховные инстанции в 7-дневный срок. Однако вряд ли просьба о помиловании будет удовлетворена. Зал заседаний, битком набитый прессой, жителями Ростова, потерпевшими, встретил приговор единодушными аплодисментами. Однако, пока идет обжалование решения, Ч. будет жить еще месяца два.