Клочок документа - это все, что осталось от летчика Александра из г. Ставрополя, сбитого в небе Карабаха, Юрию Беличенко, который также воевал на стороне Азербайджана, повезло больше. Три месяца назад его "МиГ" был сбит над селом Мехмана Мардакертского района НКР, но пилоту удалось катапультироваться.
Капитан ВВС Беличенко Юрий Викторович, 1966 года рождения, уроженец Полтавской области Украины. В 1987 году закончил высшее летное военное училище в Воронеже. В этом же году был направлен служить в Азербайджан. Пять лет охранял воздушные границы с Турцией и Ираном.
В следственном изоляторе КГБ г. Степанакерта с ним беседует наш специальный корреспондент В. САВИЧЕВ.
- Юра, с чего все началось?
- В апреле 92-го приехали кадровики и объявили о том, что полк будет расформирован.
Приказ на увольнение был подписан, билет до Киева лежал в кармане. Я твердо думал еще в гражданской авиации полетать лет десять-пятнадцать.
- Что тебе пообещали?
- Квартиру, деньги...
- Сколько?
- Пять тысяч. Долларов.
- В какой форме заключался контракт?
- В устной.
- И тебя ни разу не обманули?
- До первой получки я так и не долетал - меня сбили.
- Какие отношения между сослуживцами сложились в вашем новом боевом подразделении? Все было, как раньше?
- Нет, конечно. Вообще эскадрилья - это семья. А здесь... никто друг про друга толком ничего не знал, даже фамилий.
- Многие считают, что летчиками служат только русскоязычные наемники. Так ли это?
- Азербайджанцев мало, но они есть.
- А насколько вообще эффективно использование авиации в войне против сил НКР?
- Да какой там эффект... Большинство самолетов - это истребители: МиГ-21, МиГ-25, с которых невозможно проводить прицельное бомбометание. Воздушные налеты должны были оказывать скорее психологическое давление.
- На кого, на мирных жителей? От ваших налетов страдают практически только они.
- Нас уверяли, что мирных жителей здесь нет. Когда меня сбили, то до Степанакерта везли с завязанными глазами. А когда развязали, смотрю - дети с портфелями идут, женщины, старики на улицах. Спрашиваю, это что за город? А мне говорят: ты что, козел, Степанакерт не узнаешь? Я обалдел. Я даже представить себе не мог, что это нормальный город, с жителями, с детьми.
- Ты видел, что бывает после ваших налетов?
- Да, мне показывали кадры.
- Ну и как?
- Как... Как может реагировать нормальный человек?.. Кошмар, конечно...
- Минут двадцать назад, перед нашей встречей, был очередной налет. Видишь, дырочка в стекле? А вот и сам шарик от шариковой бомбы. Его вынули из стены за твоей спиной. Ты не боишься, что когда-нибудь твои товарищи тебя здесь "накроют" ненароком? Они ведь не только "шарики", но и 500-килограммовые бомбы иногда сбрасывают на город.
- Я уже три месяца об этом думаю.
- Юра, у тебя в Киеве есть кто-то?
- Да, жена, двое детей. Старшему - 13 лет, а девочке - год.
- Гражданином какой республики ты сейчас являешься?
- Я не знаю. Учился и служил еще в Советском Союзе, потом в СНГ. Теперь вообще неизвестно, кто я и что со мной будет. Документов у меня никаких нет.
- Если называть вещи своими именами, то ты - обычный наемник, "солдат удачи". Таких, как ты, во всем мире давно принято считать военными преступниками. Тебя ведь могут шлепнуть без всякого суда и следствия, и никто их за это не осудит. Ты готов к этому?
- Я был готов к этому, еще когда на парашюте висел.
- А раньше ты думал, чем все это может обернуться для тебя?
- Если бы думал, то сейчас здесь не сидел бы.
- Как ты думаешь, кто виноват в том, что парни, как ты, оказались в таком положении?
- Да вы сами знаете кто... Десятки тысяч офицеров остались без работы, без жилья, живут в казармах, как скоты. Никому ничего не надо. Конечно, когда у тебя не болит, так и за других не больно.
- Украина строит свои вооруженные силы и, как уверял меня один военачальник, с радостью готова принять военнослужащих, уволенных из армии СНГ.
- Что толку в этих заверениях. Год назад я хотел туда перевестись. Мне сказали: увольняйся из армии и езжай на свою Украину. Я, конечно, не стал увольняться. Насколько мне известно, армия Украины будет состоять из 250 тысяч человек. Уже сейчас приехавших туда служить гораздо больше. Мой друг, старший лейтенант, поехал туда. Был начальником группы вооружения - капитанская должность. Сейчас он в подчинении у прапорщика, и должность соответствующая. А где они возьмут столько квартир? Нереально все это.
- Беларусь официально отозвала своих граждан - военных - из всех конфликтных зон. Если этому примеру последовали бы Украина и Россия, удалось бы остановить эскалацию этих вооруженных конфликтов?
- Простыми призывами ничего уже не сделаешь. Здесь дело в другом. Откуда самолеты у Азербайджана? Из России. Откуда у армян ракеты, которыми их сбивают? Тоже, наверное, из России. Все зарабатывают, кто как может.
- Юра, кто-нибудь вспомнил о тебе сейчас - Украина, Россия, армия СНГ? Кто-то хлопочет за тебя, собирается защищать?
- Никто. В Азербайджане обещали семье помочь в случае чего... Но вот мне разрешали домой отсюда звонить, так оказалось, что семье даже не сообщил никто о том, где я и что со мной. Никто меня не собирается ни менять, ни выкупать. Да и кому это надо...
- А ты пошел бы опять летать?
- Исключено. Я даже слово себе дал, что если выберусь отсюда, то никогда не сяду в самолет. Даже в гражданский.