Когда станут безопасными поездки в пригородных электропоездах, будут ли дорожать билеты на железнодорожном транспорте? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает начальник Московской железной дороги И. ПАРИСТЫЙ.
- Иван Леонтьевич, в пригородных поездах стало просто опасно ездить. Люди, которые пытаются утихомирить хулиганов, в лучшем случае подвергаются оскорблениям, чаще избиениям, нередко в ход идут ножи. Кто положит конец этому беспределу?
- Действительно, криминогенная обстановка на транспорте осложнилась, особенно за последний год. Наши многочисленные обращения за помощью в МВД не дали желаемого результата. Поняв, что помощи ждать неоткуда, мы решили собственными силами создать батальон особого назначения (БОН) в составе 300 человек, который и займется безопасностью пассажиров: защитит их от хамства, оскорблений, разбоя.
- Когда мы увидим сотрудников БОНа в электричках?
- С 21 ноября уже начато патрулирование Волоколамского направления, на очереди Северное и т. д. Бригады из пяти человек плюс ревизор будут сопровождать электропоезда, а также патрулировать привокзальные территории. Часть сотрудников БОНа будет в форме десантников, часть - в штатском. Все ребята прошли Афганистан. Командует ими боевой генерал. К новому году мы планируем преобразовать этот батальон в полк.
- А кто будет оплачивать их работу?
- Платить будем мы, из средств железной дороги, у нас нет лишних денег, но люди просят обеспечить их безопасность, и мы ее обеспечим.
- Если не секрет, какая зарплата у сотрудников БОНа?
- Пока 12 - 13 тыс. руб.
- А что вы будете делать с вандализмом в электропоездах - большинство сидений изрезаны, стекла разбиты, двери сломаны, много грязи и т. д.?
- Надеемся, БОН поможет решить и эту проблему хотя бы частично.
Справка:
На 11 ноября 1992 г. на Московской ж. д. подожжены 33 поезда, повреждены 38 вагонов.
Стоимость нового поезда -155 млн. руб., нового вагона -15 млн. руб. На восполнение парка поездов и вагонов необходимо более 1 млрд. руб.
С электропоездов похищено 12360 мягких сидений, на восстановление их израсходовано 30,1 млн. руб.
Повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 000 м"sup"2"/sup" винилис- кожи на 3,6 млн. руб. Разбито 49 800 м"sup"2"/sup" утолщенного стекла, вставлено 35 600 м"sup"2"/sup" (за 1990 г. разбито 5100 м"sup"2"/sup" стекла).
Украдено 2970 динамиков радиооповещения.
За последние 2 месяца с электропоездов снято 2100 электрических печей общей стоимостью 2,4 млн. руб.
Ущерб огромный. Восстановление "истерзанных" вагонов мы осуществляем собственными силами. В течение 1993 г. предполагаем во всех пригородных поездах заменить мягкие диваны на фанерные. Стоимость одного такого дивана 7 тыс. руб.
- Будут ли повышены цены на билеты в пригородных поездах и когда?
- Если правительство нам не поможет, да. Поясню почему. Сегодня пригородный железнодорожный транспорт - самый дешевый вид перевозки пассажиров. Судите сами: 10 км пути у нас стоят 1,5 руб., 10 км пути на автомобиле или автобусе - это примерно 1 л бензина, то есть 25 руб.
Московская ж. д. выполняет 50% объема пригородных перевозок Российской Федерации, из которых 90% приходится на Москву и Московскую область. За 9 месяцев с.г. убытки от пригородных перевозок составили 2,6 млрд. руб.
Повышение тарифов на пригородные перевозки с 1 июля 1992 г. не обеспечило их безубыточность. Поэтому мы обратились в правительство Москвы с просьбой возместить разницу между установленными и расчетными тарифами в 1992 г. за счет средств бюджета Москвы (в сумме 2673 млн. руб.) и Московской области (в сумме 2250 млн. руб.), а также предусмотреть на 1993 г. выделение средств на погашение убытков от пригородных перевозок в сумме 14 млрд. 936 млн. руб.
Везде в мире государство помогает железным дорогам. И делается это в интересах людей.
В противном случае мы будем вынуждены повысить тарифы в пригородном сообщении в 9 раз. А это уже многим людям будет не по карману. Конечно, и наши промышленные предприятия должны взять на себя обеспечение рабочих проездными билетами. Тем более что существует Указ Президента "О транспортном налоге", который, к сожалению, местными органами власти не выполняется. Справка: На Московской ж. д. работают 240 тыс. человек.
В Москве и Подмосковье ежедневно в рейс отправляются 3,5 тыс. электропоездов.
В 1991 г. Московской ж. д. перевезено 1 млрд. 400 млн. человек.
В сутки из Москвы отправляется 150 - 200 тыс. дальних пассажиров.
В час "пик" (с 7 до 9 утра) перевозится 1 млн. 600 тыс. человек.
- Насколько мне известно, в бывшем Советском Союзе электрички выпускал только Рижский вагоностроительный завод. Сегодня Россия осталась без вагонов?
- Да, раньше мы ежегодно получали от рижан 250 - 300 вагонов. За последние три года - ни одного. Но выход был найден. В сентябре Е. Гайдар подписал программу, предусматривающую пуск уже в 1993 г. российского завода по производству электропоездов. В следующем году мы получим первые 200 вагонов, а к 1996 г. завод выйдет на уровень 1 тыс. вагонов в год.
- Иван Леонтьевич, думаю, для вас не секрет, что в дачный сезон, особенно в выходные дни, электропоезда забиты до отказа. Могут люди надеяться, что и эта проблема будет решена?
- Во-первых, в эти дни по основным дачным потокам в рейс будут выходить сдвоенные поезда (24 вагона). Во-вторых, разрабатывается новое расписание, более удобное для людей.