Среди бурных событий последнего съезда нардепов России избрание заместителя Председателя Верховного Совета было не самым ярким. Но учитывая вес этой должности в иерархии власти, мы хотим подробнее познакомить читателей с ее обладателем.
Вначале - цитата из стенограммы съезда. Р. ХАСБУЛАТОВ: "...Я бы предложил, если вы поддержите, кандидатуру председателя Совета Республики РЯБОВА Николая Тимофеевича. (Аплодисменты).
Конечно, все мы люди, все мы ошибаемся. Но мне кажется, что этот человек был бы надежным партнером". ("Поддержало" - 636, проголосовало "против" - 210, "воздержалось" - 39).
Николай Тимофеевич, какую линию вы собираетесь вести на посту заместителя Председателя ВС: как предполагают многое, отдадите себя полностью той команде, что сформировалась вокруг Руслана Имрановича, чтобы не быть "битым" принародно, как первый зам С. Филатов, или займете какую-то свою позицию?
- Я не люблю слово "команда". Оно было введено в оборот Бурбулисом...
- Это понятие давно существует, например команда президента в США...
- Бурбулис, я полагаю, ввел этот термин специально... Проповедовалась мысль, что ни один человек из команды Гайдара, якобы подобранной в течение многомесячных испытаний, как для космического полета по критериям психологической совместимости, интеллекта, не может быть выведен из правительства.
Я не вступал ни в какую команду. И вообще, несколько по-иному понимаю свою роль и свое место в парламенте и в руководстве. Я должен ориентироваться не на командные интересы, не на установки команды, а на закон, Конституцию и, если можно так сказать, на интересы государства. Руслан Имранович знает мой характер. Я, несмотря на свои годы, иногда проявляю упрямство, упорство. Иной раз еще сугубо нравственные начала. Порядочный человек не будет одновременно поддерживать линию руководителя и находиться в оппозиции.
- Вы невольно напомнили о конфликте между Ельциным (когда он был Председателем ВС) и его заместителями. Тогда вместо того, чтобы гордо уйти, был развернут такой скандал! Или, скажем, сейчас позиция уважаемого вице-президента А. Руцкого, который одновременно и в команде, и в оппозиции.
- Мы точно так же осуждали этих людей, возмущались и говорили: лучше уйдите в отставку. Что они и сделали по собственной инициативе.
- Так уж и по собственной?
- Ну, конечно, под давлением общественного мнения и депутатского. Но заявления-то они написали сами и объявили об этом сами. Я сторонник определенности. А если я говорю "да", а сам делаю "нет", то это как называется?
Когда вице-президент или член правительства начинают заниматься собственной политикой - это ненормально. Но вот в отношении одних лиц это осуждалось, а в отношении других - поощрялось. Можете вы найти министров, которые бы так сильно были политизированы, как у нас? Собственная работа заброшена, а он обеспечивает команду идеологически, политически.
- Действительно, политика порой захлестывает и парламент, и особенно съезд. Скажем, на съезде стояли в повестке дня такие важнейшие проблемы, как преступность, безопасность людей. Но они "проскочили" в перерывах между политическими всплесками. Может быть, такое невнимание связано с тем, что коррумпированы не только чиновники, но и сами депутаты?
- Как глава специальной комиссии, я могу сказать, что такие факты есть, но я не могу вам сейчас что-то говорить конкретно, потому что надо получить соответствующее разрешение комиссии - раз и иметь достаточно оснований для этого - два. Но я могу вам сказать, что среди людей, попавших в наше поле зрения, есть "высокие" персоны, есть и "очень высокие"...
- "Что за комиссия, создатель..."?
- Это парламентская комиссия, созданная для расследования фактов злоупотребления при торговле золотом, использования иностранных кредитов. В нее входят министр внутренних дел, министр безопасности, депутаты, генеральный прокурор, опытные юристы, правоведы. Цель наша: выяснить причины и подсказать пути, устраняющие условия для крупных преступлений. Например, в последнее время произошел масштабный вывоз нефтепродуктов за границу. Почему это оказалось возможным? Потому что государство в лице парламента, в лице правительства (руководствуясь благими пожеланиями) создало условия для деятельности нечестных людей.
- Вы были председателем ликвидационной комиссии ВС СССР. Насколько я знаю, союзные депутаты должны были сложить полномочия, сдать госквартиры... Но Умалатова, Голик и другие собирают съезды, митинги. Живут в Москве, а не в Чечне или на Украине. Вот вы как юрист не считаете, что на территории суверенного государства действует структура - съезд СССР, - находящаяся вне закона?
- Я больше отношусь к этому юмористически. Я всегда вспоминаю "12 стульев", когда Киса Воробьянинов говорит: "Подайте пять копеек бывшему члену Государственной Думы от кадетской фракции". А если говорить серьезно о структурах бывшей власти, то это проблемы прокуратуры. Что касается квартир, то решение о выселении они не выполнили, а насильственных действий к ним никто применять не стал.
- Николай Тимофеевич, несколько коротких вопросов и, если можно, таких же ответов.
В связи с новым назначением вы переедете в новую квартиру или останетесь в старой и какова она у вас?
- Я остаюсь в старом кабинете, в старой квартире, жилищные условия у меня хорошие: трехкомнатная квартира.
- А есть ли у вас охрана или телохранители?
- Да, они были у меня и раньше. Я никогда их не брал, но в связи с расследованием фактов о коррупции мне дали их.
- Сколько вы дней работаете в неделю?
- Когда шесть, когда семь.
- Когда вы работаете шесть дней, чем вы занимаетесь в выходной?
- Вы знаете, сейчас получается - чем придется. И почитать хочется, и встретиться с друзьями, сейчас хочу заняться футболом. В воскресенье у нас игра.
- Какая у вас зарплата, если не секрет?
- 23250 рублей.
- Вы верующий?
- Я себя верующим не считаю.
- Какая лично у вас мечта, помимо обустройства России?
- Я приехал из поселка два с половиной года назад с абсолютно скромной должности (по столичным меркам) зам. директора техникума. А сегодня я уже зам. Председателя ВС РФ, хотя об этом не мечтал и к этому не стремился... Чего-то особенного я себе не желаю. Впрочем... Чтобы с сыном было все нормально. У меня один сын...
- Он учится, работает?
- Ему 22 года, окончил университет, сейчас работает в коммерческой фирме.
И опять о России. Мы ведь начинали эти реформы, чтобы людям жилось лучше, свободнее, чище. А получается пока не так. Очень хотелось бы, чтобы все, что делаешь, приносило не только горечь и обиду. Дальше так жить было нельзя, однако и так, как мы сейчас живем, тоже недостойно. Но останавливаться, а тем более возвращаться назад просто невозможно.