Одно время в нашей печати была развернута мощная кампания по якобы готовящимся еврейским погромам. Некоторые публикации носили прямо-таки истерический характер. Так существовали ли погромы на самом деле?
Т. Зуева, г. Щелково, Московская обл.
К СЧАСТЬЮ, в нынешнее время в Российской Федерации массовые погромы евреев не происходили, да и вряд ли кто- то из сегодняшних "идеологов" антисемитизма стремился спровоцировать межнациональный конфликт именно в такой форме. Однако нельзя не учитывать, что погромы - это реальные трагические события прошлого, оставшиеся в исторической памяти еврейского народа.
Волна погромов пронеслась по югу Российской империи в апреле 1881 г., после убийства царя Александра II. Из Елизавет-града погромы распространились на другие города и местечки, докатившись до Киева и Одессы. Организаторы бесчинств пустили ложные слухи, будто убийцы царя - евреи и будто новый царь разрешил "бить жидов". В действительности террористический акт против Александра II совершил И. Гриневицкий - поляк по происхождению, а Александр III осудил массовые беспорядки. Однако очевидец погрома в Киеве генерал В. Д. Новицкий прямо указал в своих мемуарах на попустительство погромщикам со стороны киевского генерал-губернатора А. Р. Дрентельна. В 1883 г. имели место погромы в Кривом Роге и Новомосковске, в 1884 г. - уже в Нижнем Новгороде.
Собственно погромы со стихией агрессивной толпы, поджогами синагог, разграблением магазинов и лавок, убитыми и искалеченными людьми были не единственным проявлением юдофобства в то время. На уровне государственной политики вводились новые ограничения для евреев, в связи с которыми проводилось принудительное выселение их - например, из Ростова-на-Дону в 1891 - 1892 гг. Тогда же из Москвы выселили около 20 тыс. еврейских ремесленников, десятилетиями проживавших в городе на законном основании.
Организатором антиеврейских проектов и административных мер был министр внутренних дел В. К. Плеве, о котором граф С. Ю. Витте писал: "Он понимал, что политика эта неправильна, но она нравилась Великому князю Сергею Александровичу, по-видимому, и Его Величеству (Николаю II. - Л. П.), а потому Плеве старался вовсю. Еврейский вопрос сопровождался погромами, из которых был особенно безобразен дикий и жестокий погром в Кишиневе". Во время этого трехдневного буйства (1903 г.) было убито 45 человек, свыше 400 ранено и покалечено, разгромлено 7 тыс. домов и 600 лавок. Поводом же послужило ложное обвинение евреев в ритуальном убийстве ребенка (как выяснилось, умерщвленного его родственниками). Более 200 еврейских погромов было совершено в империи в 1905 - 1906 гг.
Русская интеллигенция к антисемитам вообще и тем более к погромщикам относилась с негодованием. С протестами против преследований евреев выступали Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, В. С. Соловьев, М. Горький и др. Во время погромов к еврейской самообороне нередко примыкали русские интеллигенты, студенты и рабочие.
Позднее, в годы гражданской войны, еврейские погромы вылились, по сути, в настоящий геноцид. По разным оценкам, от 1 тыс. погромов пострадало около 700 еврейских общин на Украине и более 100 - в России. Было убито около 70 тыс. человек. Участвовали в этом и петлюровцы, и банды Григорьева и Булак-Балаховича, и польская армия, и белое воинство Деникина... Поэтому многие евреи в гражданскую оказались на стороне "красных".
Национальный состав погромщиков в разных регионах государства Российского был достаточно пестрым. Нет никаких оснований обвинять в антисемитизме русский или какой-либо другой народ.
Л. ПЯТЕЦКИЙ, историк