По мнению большинства сторонних наблюдателей, Россия - это страна в отчаянном положении, которая, спотыкаясь, идет к гражданской войне, ее экономика парализована. Главный политический вопрос в том, сможет ли она избежать гиперинфляции. И самое большее, на что можно надеяться, так это на то, что она сумеет свести до минимума надвигающийся хаос.
НО БОЛЬШИНСТВО наблюдателей ошибаются. Россия - страна, которая, спотыкаясь, идет к стабильности. Она подавила гиперинфляцию. Ни диктатура, ни распад страны не являются теперь возможным исходом. Главный политический вопрос - это вопрос о том, сделает ли Россия этим летом решительный шаг к снижению темпов инфляции. И у нее есть реальные основания надеяться: если она это сделает, то заложит основы для реальной стабилизации экономики.
Подумайте о том, как далеко ушла эта страна за последние шесть месяцев. В начале этого года Россия стояла на краю пропасти. В 1992 г. цены выросли на 2500%. В декабре Центральный банк отпечатал деньги, сумма которых составляла три четверти валового внутреннего продукта и превысила общую сумму заработной платы за этот месяц. Цены выросли в декабре почти на 30%, а в январе темпы инфляции в одну неделю достигли 50% в пересчете на месяц, что, грубо говоря, было той гранью, когда инфляция перерастает в гиперинфляцию. Правительство пало. В этих нестабильных условиях автор российских реформ Егор Гайдар не мог больше выдерживать атаки консервативных противников.
ТЕПЕРЬ, шесть месяцев спустя, перспективы России резко изменились. Борис Федоров, сменивший Гайдара как министр, ответственный за проведение реформ, почти единолично оттащил страну от края пропасти. Он сделал это, пристыдив министров и заставив их сократить расходы, а также запугав Центральный банк и добившись его соглашения с правительством, на основе которого банк будет ограничивать кредиты с тем, чтобы к концу года свести инфляцию до 5% в месяц. До сих пор банк держит свое обещание. Он резко увеличил процентные ставки. Кредиты компаниям были урезаны, но это не привело к дальнейшему спаду. Темпы инфляции снизились вдвое. Экономика в настоящее время почти достигла равновесия: темпы инфляции стойко колеблются примерно на уровне 15% в месяц, обменный курс рубля стал стабильным, спад производства в промышленности прекратился.
Между тем, темпы приватизации возрастают. До конца этого года будет приватизировано не менее трети тяжелой промышленности и большинство мелких фирм. Создание десятков тысяч частных компаний будет способствовать ослаблению страхов перед дезинтеграцией России, потому что их торговые, связи помогут сохранить целостность страны.
Все это предоставляет российским реформаторам возможность выбора. Они могут либо вздохнуть с облегчением, надеясь на то, что экономика стабилизируется сама, и заняться неотложными политическими задачами, как, например, написанием новой конституции и созданием ельцинской политической партии. Или же они могут, сделав последний рывок, принять программу решительной стабилизации, имеющую своей целью снижение темпов роста цен до уровня 5% в месяц и создание заслуживающего доверия конвертируемого рубля, привязанного к доллару. Это приведет к сокращению дефицита бюджета до нуля путем повышения цен на энергоносители до уровня, вдвое меньшею мировых рыночных цен, и путем прекращения субсидий на импорт, а также безвозмездных субсидий другим бывшим советским республикам. Вот путь, который они должны избрать.
ЕДВА ЛИ когда-нибудь сложатся такие же благоприятные политические условия для стабилизации, как сейчас. Во-первых, референдум, состоявшийся 25 апреля, нанес тяжелый удар по главному оплоту консервативной оппозиции - российскому парламенту. Это ослабило опасения по поводу того, что страна развалится, поскольку 66 из 89 регионов России проголосовали за Ельцина. И это рассеяло страхи перед военным переворотом, потому что Ельцина поддержали также две трети всех военнослужащих.
Во-вторых, Центральный банк сам угодил в ловушку, согласившись на политику ужесточения кредитов. Он сделал это, будучи уверенным в том, что правительство не сможет выполнить свои обязательства по этой сделке и будет вынуждено просить банк предоставить наличные для покрытия увеличивающегося дефицита бюджета. Этого не произошло, и ослабление парламента, который поддерживал банк в прошлом году, истощило его возможности противостоять реформе.
В-третьих, на совещании глав государств и правительств группы семи крупнейших индустриальных стран в Токио предложена изрядная доля иностранной помощи для поддержки стабилизации. (Ни одна бывшая коммунистическая страна не смогла снизить темпы инфляции без валютного вмешательства.)
Решение о том, следует ли подавить инфляцию сейчас, зависит только от Бориса Ельцина. Такие возможности предоставляются редко, и их не следует упускать. Сейчас, через шесть месяцев после того, как Россия была на грани гиперинфляции, она вплотную приблизилась к оздоровлению рубля. Идея, которую должен осознать Ельцин, состоит в том, что он должен решительно действовать сейчас.
Лондон