Недавно известного футболиста Пеле признали отцом ребенка, от которого он всячески отказывался. Помог сравнительно новый метод определения спорного отцовства - геномная дактилоскопия. Не стоит обольщаться и российским Дон Жуанам - у нас он тоже практикуется и отличается высокой точностью. О нем, а также о проблемах, в связи с этим возникающих, мы беседуем с заведующей судебно- биологическим отделением Бюро главной судебно- медицинской экспертизы Министерства здравоохранения России С. ГУРТОВОЙ.
- Светлана Владимировна, кто и почему приходит к вам?
- Вы знаете, материальная сторона не всегда главенствует. Очень много психологических мотивировок: женщины хотят восстановить свое честное имя, во что бы то ни стало дать ребенку отца.
- А в каких случаях инициаторами экспертизы выступают мужчины?
- Их чаще всего приводит недоверие и подозрение. В подобных ситуациях лучше действительно проверить. Я знаю случай, когда мужчина всю жизнь сомневался, его ли сын, но не хотел травмировать жену. И вот она умирает, он идет на экспертизу, которая подтверждает его отцовство. Представляете? Сколько лет напрасных подозрений и мучений!
Но зачастую приводит мужчин и желание затянуть, хотя бы и таким образом, развод, избежать алиментов, даже при условии, что он знает, что это его ребенок.
- А как часто отцовство исключается?
- В каждой десятке 2 исключения точно, иногда больше. Женщина, желая сохранить рядом мужчину, может идти на "авось", а иногда просто не зная, кто истинный отец. Конечно, они не заслуживают похвалы, так как помимо всего наносят психологическую травму и ребенку, у которого берут кровь для экспертизы, ему больно, ребенок плачет, для него это трагедия. Одна молодая женщина, имевшая долгую связь с пожилым мужчиной, решила доказать его отцовство. Ребенок плакал, кричал до судорог, до конвульсий, "отец" уже согласился на то, чтобы не брали у него (ребенка) кровь, согласился признать, а мы его исключили по четырем системам! То есть даже рядом не стоял, когда этого ребенка делали.
Мы абсолютно однозначно либо доказываем, что это отец, либо исключаем отцовство. Это должны знать и сами люди, и судьи.
- На чем основана, такая точность этого метода?
- Мы берем кровь родителей и детей и исследуем ДНК. У кровных родственников совпадают некоторые показатели -это видно на специальных снимках. Ситуация, когда у ребенка не будут совпадать позиции либо с отцом, либо с матерью, возможна только в том случае, когда люди не являются кровными родственниками. И результаты могут быть самые неожиданные.
- В смысле?
- Был у нас случай, когда женщина, находясь в браке, имела связь с мужчиной, за которого потом вышла замуж. Родившегося ребенка записали на первого отца, а когда решили переписать фамилию, пришли к нам на экспертизу... Ни тот, ни другой не являлись отцом ребенка, где-то был третий. Или: определяя отца у пятилетнего ребенка, исключили материнство. Представляете? Могла, возможно, произойти случайная замена в роддоме. Но женщина сказала, что все равно это ее ребенок и другого у нее нет.
- Сколько людей к вам обращается?
- Спрос на нас, к сожалению, очень велик. Со времени появления геномной дактилоскопии, а этому нет еще и трех лет, ее прошли уже более 900 семей. Мы никому не отказываем, но делаем ее достаточно долго из-за отсутствия нужных препаратов и кадров, сейчас эта процедура длится около двух месяцев. Это платно. Бесплатно мы делаем только по направлениям следственных органов (уголовные дела). Вначале плата была 400 рублей, сейчас она, как и везде, растет и на данный момент составляет 50 тысяч.
- Где у нас еще проводят подобную экспертизу?
- В Новосибирске, Минске, Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге. В Армении, Грузии, на Украине этого не делают.