Примерное время чтения: 4 минуты
107

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА. Кто станет лидером перемен?

Кампания по выборам в Федеральное собрание, начавшаяся после Указа Б. Ельцина 21 сентября, только разворачивается, но ее правила меньше чем за месяц успели во многом измениться.

Так, доля депутатов Государственной Думы, избираемых по партийным спискам, была увеличена с 1/3 до 1/2, поскольку аналитики президентской команды подсчитали, что в этом случае сторонники Ельцина могут получить больше мест по итогам выборов. Того же происхождения и инициатива совмещения депутатского мандата с работой в органах исполнительной власти: ведь иначе лидеры "Выбора России" - Е. Гайдар, А. Чубайс, Б. Федоров вынуждены будут покинуть свои посты в правительстве, а без их участия в выборах проельцинскому блоку придется нелегко. Так что, возможно, правила успеют измениться еще не раз, благо заинтересованная сторона имеет возможность менять их в свою пользу.

Борьбу за голоса избирателей можно определить как троеборье, где победа определяется по итогам всех видов состязаний. Первый вид -

Партийные списки.

Основная борьба здесь разворачивается между сторонниками различных по темпам и характеру моделей реформ. Среди реформистских избирательных объединений явный фаворит - блок "Выбор России", опирающийся на разветвленную сеть низовых организаций "ДемРоссии", имена известных лидеров и немалую поддержку аппарата исполнительной власти. Другие и карательные блоки и партии изначально не имели этих козырей и были вынуждены формировать свои "команды" уже в ходе избирательной кампании. Тем не менее места в Думе, вероятно, получат и новый блок, лидерами которого стали Г. Явлинский и Ю. Болдырев, и ДДР А. Собчака и Г. Попова, и ДПР Н. Травкина. Похоже, некоторую часть голосов соберут и "предпринимательские" избирательные объединения, связанные с различными группировками - от А. Вольского до К. Борового. В особую ситуацию попали запрещенные политические партии - перед ними и их сторонниками стоит выбор между блокированием со своими союзниками, оставшимися "на воле" (например, Компартии РФ - с "Союзом коммунистов"), и уходом во внепарламентскую оппозицию. Исследования показывают, что на стороне этих сил сегодня меньшинство избирателей, но лишение меньшинства представительства в парламенте ничего общего с демократией не имеет.

Однако ожидаемый перевес "Выбора России" вряд ли будет достаточен для завоевания им большинства в Думе - ведь другую половину депутатов дадут

Территориальные округа.

Силы политических партий и блоков в российской провинции невелики, а их авторитет - невысок. Поэтому партии вряд ли смогут провести в депутаты большое число своих активистов и сторонников. Ключевую роль в регионах играют местные факторы, в первую очередь - поддержка регионального бизнеса. Некоторые предприниматели уже заявили о намерении баллотироваться, но большинство из них, скорее всего, сделает ставки на "своих" политиков.

Борьба в округах будет носить наиболее острый характер, далекий от джентльменского. Здесь вероятны и компромат, и клевета, и подкуп избирателей. К сожалению, Положение о выборах не страхует от подобных проявлений - нет ни четкого порядка расходования средств избирательных фондов, ни специального суда по выборам, а решение о признании выборов недействительными может быть принято избирательной комиссией весьма произвольно. В меньшей степени эти минусы могут сказаться на выборах в Совет Федерации.

Округ по выборам в Совет Федерации, от которого избираются два депутата, охватывает территорию целой республики, края, области. Человек малоизвестный даже при партийной поддержке здесь вряд ли победит, а бизнесменам "купить" голоса избирателей гораздо сложнее. Поэтому наибольшие шансы на успех имеют те, чьи фамилии и так "на слуху", - представители региональных властей, крупные хозяйственники, возможно, некоторая часть прежних депутатов. Принципиально важно, что депутаты Совета Федерации будут представлять именно регион в целом, и забота о местных интересах будет иметь в глазах избирателей не меньшую значимость, чем политическая ориентация кандидата. А значит, Совет Федерации, так же как и Дума, сложатся как парламент без большинства.

После выборов возможна перегруппировка сил в самом Федеральном собрании: наспех сколоченные предвыборные блоки могут с легкостью развалиться, а депутаты - отказаться следовать партийной линии. Следовательно, в Федеральном собрании различные группировки и политики вынуждены будут идти на компромиссы, чтобы добиваться согласованных решений. Пожалуй, не следует строить иллюзий, что выборы сами но себе смогут ускорить решение проблем России. Они лишь дают шанс на то, что эти проблемы будут решаться мирным путем.

В. ГЕЛЬМАН, заместитель директора Института гуманитарно- политических исследований, Санкт-Петербург.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно