Примерное время чтения: 3 минуты
150

ПРОГНОЗ. Выборы: каждый гуляет сам по себе

ПРЕДВЫБОРНАЯ борьба отсеяла слабосильные политические группировки. Остальное доделает 5-процентный барьер избирательной системы. В Госдуме наберется 5-7 фракций. Парламентарные коммунисты соберут вокруг себя всех "левее реформ". Различия между "Выбором России", Партией российского единства и согласия и "Явлинским- Болдыревым-Лукиным" по преимуществу определятся личностными амбициями лидеров и персональным составом руководства.

Программно, например, ВР и ПРЕС трудноразличимы, да и по социальной своей базе тоже, но ясно, что С. Шахраю (который всегда "гуляет сам по себе") в одной упряжке с вождями ВР просто тесно. Как и А. Шохину неуютно рядом с В. Шумейко и М. Полтораниным.

Если, Демпартии Н. Травкина и "Гражданскому союзу "А. Вольского и суждено преуспеть, им придется выбирать себе крупную фракцию - лидера. Наибольшая загадка - ЛДП. Владимир Жириновский - политик маневренный, и его позиция труднопредсказуема.

Серьезным фактором в расстановке парламентских сил будет колхозно-совхозная фракция. Политически она малосамостоятельна, но для "фракции-опекуна" явится мощным союзником (очевидно, блокируясь с коммуно- патриотами).

В ЦЕЛОМ же роль Федерального Собрания в новом конституционном устройстве выглядит подчиненной. Если принятие Конституции состоится (а это зависит прежде всего от явки избирателей на голосование), страна получит непрезидентскую форму правления. Нет, Россия станет президентско-референдумной республикой. И по значению референдумов в Конституции, и по устоявшейся практике 1991 г. (референдум о том, быть или не быть президенту) и 1993 г. (два референдума) видно, что связка "президент-народ" составит двуединый институт власти. В этом контексте логично выглядит и ограничение в Конституции принципа разделения властей: в парламент допускаются люди из исполнительной власти; сам президент будет средоточием некоторых ключевых полномочий всех ветвей власти.

Добавим к этому, что половинный срок полномочий - всего 2 года - Федерального Собрания обрекает его на роль "пробного парламента". Президент в то же время при переизбрании более не ограничен верхним пределом возрастного ценза, его в Конституции теперь нет.

ПРЕЗИДЕНТУ же предстоит трудный выбор. На первом этапе - между В. Черномырдиным и Е. Гайдаром на пост премьера. На втором - идти ли на досрочные перевыборы в 1994 г. В 1995 - 1996 гг. баллотироваться ли на второй срок? Если нет, то предстоит выбор преемника. Предугадать, как поступит Борис Ельцин, не может никто. Но то, что состав и деятельность парламента образца 1993 г., а затем 1995 г. станут решающим фактором президентского выбора - это предвидеть нетрудно.

В. ГУЛИЕВ, академик Международной академии информатизации

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно