Каким будет новый "политический год"? Если мы всерьез хотим выйти из кризиса, нужно, чтобы 1994 год был "неполитическим годом".
В ПРОЦВЕТАЮЩИХ странах политика находится отнюдь не в центре общественного сознания. И когда в ней активно участвует от 2 до 5% населения - это показатель политически стабильного общества. Когда же эта цифра превышает 20% - страна близка к политическим потрясениям. Если же большинство населения не может уйти от политики, обсуждает ее и в очереди за продуктами, и на службе, и за праздничным столом - значит, общество переживает политические катаклизмы.
Так может быть, надо радоваться, что все большее число россиян "устало" от политики, когда многие не пришли на выборы? Ведь спад интереса к политике - это и шаг к политической стабилизации общества.
Да, пока наша экономика в обмороке. Но в новом году она начнет выходить из этого состояния. Вряд ли какая-либо страна смогла бы пережить падение производства почти наполовину. Но наша, похоже, сможет: уже много десятилетий жила эта перекореженная, "сумасшедшая" экономика. Ныне большинство предприятий - убыточны, и их ликвидация - не трагедия, а благо. Но закрытие предприятий, выпускающих ненужную продукцию, обернется ростом безработицы. Чтобы обезболить этот процесс и предотвратить конфликты, нужна гибкая и умная социальная политика.
На стабильности скажется, к сожалению, и социальное расслоение, разрыв в доходах. К нему мы еще не успели привыкнуть. Беда в том, что еще пока нет у нас среднего класса, как главной социальной базы политической стабильности, и мы наблюдаем дальнейшую "люмпенизацию" миллионов людей, в том числе - квалифицированных рабочих ВПК, интеллигенции (которые в большинстве стран и составляют основу среднего класса). И здесь опять-таки нужна сильная политика государства по социальной защите малоимущих. Иначе конфликт будет тлеть долго, угрожая пожаром. Именно от того, что выберут власти: социальную стабилизацию или конфликты - и будет зависеть политическая ситуация 1994 года.
Г. АШИН, доктор философских наук