В конце прошлого года в нашей печати появилось сообщение о том, что Советский Союз ратифицировал Конвенцию об использовании радиовещания в интересах мира. Этот факт привлек внимание наших читателей, которые интересуются, когда и при каких обстоятельствах был принят этот документ и каково его содержание?
КОНВЕНЦИЯ об использовании радиовещания в интересах мира была разработана и принята на созванной в сентябре 1936 г. в Женеве, под эгидой Лиги наций, специальной дипломатической конференции, в работе которой принимали участие 37 государств, в том числе Советский Союз. 2 апреля 1938 г. Конвенция вступила в силу. На сегодняшний день ее полноправными участниками являются 26 государств.
Конвенция представляет собой одну из первых попыток государств воспрепятствовать на основе международной договоренности ведению милитаристской и клеветнической радиопропаганды.
Необходимость в принятии такого документа возникла в 30-е годы в связи с широким применением фашистской Германией и Италией радиовещания в целях психологической подготовки к захватническим войнам. Как известно, гитлеровская радиопропаганда сыграла особую роль в подготовке и осуществлении "аншлюса" в отношении Австрии, что и вынудило правительство последней ввести в практику глушение радиопередач.
Как показали события, принятие Конвенции явилось тем более своевременным шагом, что в этот период нацистская Германия, а также Италия приложили немалые усилия для развертывания радиовещания на зарубежные аудитории, в первую очередь для пропагандистской обработки населения стран, в отношении которых они вынашивали планы агрессии.
Принятие Конвенции об использовании радиовещания в интересах мира сыграло уже в то время существенную роль, став важным моральным фактором в международном осуждении милитаристской радиопропаганды.
Конвенция обязывает государства не наносить своим радиовещанием ущерб "хорошему международному взаимопониманию". Непреходящее значение имеет ее первая статья, призывающая Высокие договаривающиеся стороны "запрещать... и немедленно прекращать на своих территориях передачу любых программ, которые направлены на подстрекательство населения любой территории к действиям, несовместимым с внутренним порядком или безопасностью любой из Высоких договаривающихся сторон", а также статьи 2-я и 3-я Конвенции, обязывающие ее участников обеспечивать, чтобы передачи их радиостанций не являлись подстрекательством к войне, воспрещать передачи, способные нанести ущерб "хорошему международному взаимопониманию" путем распространения искаженной информации. Конвенция рекомендует также государствам издавать с этой целью соответствующие инструкции для правительственных радиостанций, а также принимать меры к тому, чтобы аналогичные положения были предусмотрены в уставах частных радиостанций. Естественно, что Германия и Италия в то время не могли пойти и не пошли на подписание этого международного договора.
Особое значение Конвенция имеет в наши дни. Развитие радиотехники (в частности, возможности, возникающие в связи с использованием искусственных спутников Земли для радио- и телевещания, и одновременно возросшие масштабы злоупотребления радиовещанием в целях вмешательства во внутренние дела других стран) с особой остротой ставит вопрос о необходимости упрочения международно-правовых заслонов на пути ложной и извращенной информации.
Между тем некоторые страны Запада, в первую очередь США, ведут в эфире подлинную "психологическую войну" против стран социалистического содружества с применением методов диверсионно-подрывной пропаганды. В последнее время правительство США выделяет на эти цели беспрецедентные по своим масштабам ассигнования, темпы роста которых могут с успехом поспорить лишь с ростом расходов на нужды военного ведомства. Так, "Голос Америки" в ближайшие пять лет получит только на цели технической модернизации 1 млрд. долл. Используя методы дипломатического нажима, экономические посулы, американские "пропагандисты" добиваются расширения сети своих ретрансляторов, расположенных на чужих территориях, особенно в непосредственной близости от границ Советского Союза и стран социалистического содружества. Стараются не отстать от США и некоторые их союзники по НАТО, в частности Великобритания, подпись которой стоит под Конвенцией, но которая, однако, хотела бы предать забвению как сам этот документ, так и факт своего участия в его подготовке.
На Западе не делали и не делают особой тайны из того, какие действительные цели поставлены перед теми, кто вещает на аудитории в СССР и социалистических странах. Так, еще в 1951 г. американский сенатор К. Мундт, один из вдохновителей радиовойны против СССР, на вопрос, какой реакции русской аудитории на американские радиопередачи он ожидает, сказал: "Мы считаем, что русские должны саботировать производство в области обороны, задерживать выполнение программы пятилетнего плана. Мы ожидаем, что время от времени они будут ускользать из России и затем приезжать в США с тем, чтобы мы могли узнать от осведомленных русских, какие сооружения оборонного значения они строят за Уралом и в оборонных центрах России".
Понятно, почему США и ФРГ - лидеры в области подрывного радиовещания - до сей поры не сделали ни шага для присоединения к документу, объявляющему противоправным использование эфира в целях ведения "психологической войны".
И ВСЕ ЖЕ процесс присоединения государств к этому прошедшему проверку временем документу продолжается. Его участниками стали в послевоенные годы, в частности, Болгария, Лаос и ряд других стран. Среди участников Конвенции: Австралия, Бразилия, Ватикан, Дания, Египет, Индия, Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.
Определенные круги на Западе склонны замалчивать и игнорировать этот документ, утверждая, что Конвенция-де устарела, что ее положения неприменимы в настоящее время. Однако, и это следует подчеркнуть особо, Конвенция - действующий международно- правовой документ, в отношении которого официально признана преемственность ООН. Положения Конвенции отвечают интересам подавляющего большинства членов международного сообщества.
Позиция Советского Союза и стран социалистического содружества по вопросу о том, каким целям должен служить международный обмен информацией, в том числе обмен радиоинформацией, нашла свое исчерпывающее выражение в Декларации государств - участников Варшавского Договора от 5 января 1983 г. В ней решительно осуждается использование такого мощного инструмента воздействия на сознание людей и формирование общественного мнения, каким является печать, радио и телевидение для распространения тенденциозной и клеветнической информации. Ни одно государство, подчеркивается в Декларации, не должно допускать, чтобы с его территории велась подрывная деятельность подобного рода.