Примерное время чтения: 5 минут
687

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Автодороги в СССР

ОТ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ работы автомобильного транспорта сегодня в огромной степени зависит эффективность общественного производства в целом. Достаточно сказать, что с участием автотранспорта в СССР перевозится 4/5 всех грузов, а интенсивность движения на магистралях за прошлую пятилетку увеличилась почти вдвое.

Учитывая все это, буржуазные "радиоголоса" пытаются представить дело так, будто в СССР дорожное строительство вообще "в загоне" и не поднять нам его никогда.

Как обстоит дело в действительности?

Верно, проблема дорог у нас пока существует. Но верно и то, что в наследство от царской России мы получили отсталую экономику, в том числе и слаборазвитое дорожное хозяйство. А сколько дорог было разрушено в годы Великой Отечественной войны! Надо учитывать и огромную территорию страны; создание разветвленной сети автомагистралей на такой территории требует больших капиталовложений. Мы поднимали хозяйство из руин, и, конечно, не все успевали делать так быстро, как хотелось.

Но дороги нам нужны, причем дороги хорошие. На это нацелены принимаемые сейчас меры.

ДОРОГА ДОРОГА - БЕЗДОРОЖЬЕ ДОРОЖЕ

Дорожное строительство стоит недешево. Приведем всего несколько цифр. Для строительства одного километра четырехполосной автомагистрали необходимо 850 т цемента, 180 т металлопроката, 1250 т нефтебитума, 490 м"sup"3"/sup" лесоматериалов, 22500 м"sup"3"/sup" каменных материалов, 1700 м"sup"3"/sup" песка. Стоимость каждого километра такой магистрали составляет 1,5 - 2 млн. рублей. Однако все это окупается сторицей.

Ведь доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 40 проц., а нередко стоимость ее доставки превышает выручку от реализации.

Если один тонно-километр автомобильных перевозок по современным магистралям стоит 2 - 3 коп., то по грунтовым - уже 15 - 20 коп. Из-за бездорожья каждый грузовой автомобиль, скажем, в Российской Федерации простаивает почти два месяца в году. Производительность автомобилей на грунтовых дорогах даже в летний период в два раза ниже, чем на асфальтированном шоссе.

Автодороги - это и показатель уровня жизни на селе. Практика показывает, что в хозяйствах, хорошо обеспеченных дорогами, текучесть кадров в полтора раза ниже, чем в "бездорожных".

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ

Для поддержания в рабочем состоянии существующих дорог и строительства новых необходимо дополнительно производить около 2 млн. т нефтебитума. От общего количества нефти, добываемой у нас в стране, это всего лишь какие-то доли процента. Но факт остается фактом: нефтебитума не хватает. В то же время специалисты подсчитали, что из-за плохих дорог у нас каждый год перерасходуется 6,5 млн. т бензина и дизельного топлива. Поэтому есть прямой смысл расширить производство битума и сэкономить затем во много раз расходы моторного топлива.

Оставляет желать лучшего механизация дорожных работ, улучшение которой в значительной мере избавило бы десятки тысяч дорожных рабочих от тяжелого и малопроизводительного труда.

Строительство хороших дорог - важная задача, но не менее важная проблема - сохранность существующих дорог, бережное к ним отношение. У нас же зачастую конструкторы создают такие автомобильные "экипажи", вес которых мосты и дороги, особенно построенные несколько десятилетий назад, выдержать не в состоянии.

НАША "ДОРОЖНАЯ СТРАТЕГИЯ"

Она включает три направления.

Во-первых, ускорение создания опорной сети дорог. При этом речь идет об основных магистралях, которые в единое целое связывали бы союзные республики, экономические районы, промышленные и культурные центры Советского Союза.

Во-вторых, завершение соединения всех сельских районных центров с соответствующими центрами областей, краев, автономных республик, а центральных усадеб хозяйств - с районными центрами.

И, наконец, третье направление - ремонт и содержание уже имеющихся дорог.

В Советском Союзе общая протяженность автотрасс составляет сейчас более полутора миллионов километров. В прошлом году было проложено, в частности, около 16 тыс. км новых дорог, из них почти 10 тыс. км, или почти 2/3 общего количества, - в РСФСР. За последние годы здесь реконструировано около 300 асфальтобетонных и цементных заводов, модернизировано 160 технологических линий, в 2,5 раза увеличено применение поверхностно-активных веществ при приготовлении асфальтобетонных смесей.

Принимаемые в Российской Федерации меры позволили в 1982 г. сдать в эксплуатацию 91 проц. автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения с оценками "хорошо" и "отлично". Около 92 проц. районных центров (исключая северные и особо отдаленные) и 78 проц. центральных усадеб колхозов и совхозов России получили к началу нынешнего года надежные автотранспортные связи по дорогам с твердым покрытием. К концу же года в РСФСР намечено построить и ввести в действие еще 9900 км автодорог с твердым покрытием, в том числе в Нечерноземной зоне - 4062 км, обеспечив соединение ими 620 населенных пунктов.

В большинстве союзных республик разветвленная автодорожная сеть практически уже создана - все колхозы, все районные центры связаны там единой сетью автомобильных дорог.

СКОЛЬКО ЖЕ НУЖНО ДОРОГ?

Для Российской Федерации, например, это около 450 тыс. км, а всего по стране - примерно 600 тыс. км. При условии, что намеченные в последнее время у нас в стране меры по ускорению дорожного строительства и улучшению его материально- технического обеспечения будут выполнены, (а предпосылки для этого есть), темпы прокладки и ремонта дорог удвоятся. Это позволит вводить ежегодно 30 тыс. км новых автотрасс.

Особенно велика, как уже отмечалось, роль дорог в сельской местности. Поэтому Продовольственной программой предусмотрено за десятилетие проложить там 130 тыс. км автомобильных дорог общего пользования и 150 тыс. км внутрихозяйственных дорог.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР к 1990 г. в основном должно быть завершено создание базисной сети магистральных автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, которые обеспечат надежное автотранспортное сообщение между крупными экономическими районами и населенными пунктами страны.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ (на конец года; тыс. км)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно