ДОЛГОЕ ВРЕМЯ на Западе толковали о "загадочном русском характере", о его непостижимости и даже... абсурдности. При этом, по мере того как крепло морально- политическое и экономическое единство народов нашей страны, слово "русский" буржуазные философы и политологи все чаще стали употреблять в качестве синонима слова "советский". Тем самым они, желая того или нет, признавали, что нас, советских людей, связывает не только общность целей в построении нового, бесклассового общества, но и присущие нам определенные, выработанные с годами нравственные и духовные качества.
Именно эти качества - а к ним можно отнести беззаветную преданность социалистическому Отечеству, идеалам революции, глубокую веру в правоту нашего дела, трудовой энтузиазм, чувство коллективизма и товарищеской взаимовыручки, готовность поступиться своими интересами и даже пожертвовать собой ради других, ради общества - возвели на Западе в ранг непостижимых особенностей русского характера.
Да, природу их там в силу классовой предвзятости не смогли постичь. Тем не менее это не мешает "советологам", находящимся на службе у капитала и исправно выполняющим пропагандистские заказы своих хозяев, муссировать тезис об имеющем якобы место "кризисе русского духа".
Как всегда, наши недруги идут по пути гиперболизации и обобщений отдельных, нетипичных случаев, подтасовки фактов. При этом делается расчет на обывателя, т. е. на того, кто лишен общественного кругозора и живет только мелкими личными интересами. Такие, к сожалению, у нас еще есть. А когда они слышат в передачах "радиоголосов", как на Западе льют крокодиловы слезы по поводу "кризиса русского духа", то, смотришь, начинают чужим аршином мерить жизнь, сокрушаться, что "мельчают люди".
На это как раз и рассчитана "похлебка" подрывных радиоцентров, которые в попытках дискредитировать советский строй не останавливаются ни перед чем. Они умышленно искажают события, выпячивают негативные моменты, а если таковых не оказывается - выдумывают их.
Достаточно убедительным подтверждением этого могут служить, два последних случая. Они были связаны с освещением в прессе недавнего выхода в открытый космос экипажа нашего орбитального комплекса и того, что происходило в восточном секторе Арктики, где в ледовый плен попало сразу несколько десятков советских судов.
Буржуазные средства массовой информации, в том числе и "радиоголоса", описывая происходящее, постарались, с одной стороны, драматизировать его, с другой - принизить величие подвига, совершенного нашими гражданами. Дескать, от людей там мало что зависело - все решала техника.
Как же все было в действительности?
ЧУВСТВО ЛОКТЯ... НАД ПЛАНЕТОЙ
К этой сложнейшей операции, какой еще не знала история космоплавания, Владимир Ляхов и Александр Александров готовились давно. Готовились на Земле, в гидробассейне Центра подготовки космонавтов, где имитировалась невесомость и тщательно отрабатывалось каждое движение, и в течение месяца - в полете, на орбитальной станции "Салют". Но здесь работа велась уже совместно со специалистами Центра управления полетом и испытателями гидролаборатории, неоднократно "проигрывавшими" 48 штатных и 189 нештатных ситуаций.
Предстояло космонавтам совершить непростое дело: к одной из трех солнечных батарей станции подключить, установив и развернув их предварительно, две дополнительные панели, доставленные на орбиту кораблем " Космос-1443 ". Эта задача чрезвычайно усложнялась именно тем, что выполнить ее нужно было вне Земли - в условиях глубокого космического вакуума, огромных перепадов температуры и высокой радиации.
Установка панелей была вызвана необходимостью повысить возможности системы электропитания "Салюта" для расширения научно-технических исследований и экспериментов. Кроме того, это обусловливалось также тем, что под действием радиации, ударов микрометеоритов и других факторов солнечные батареи со временем снижают свой КПД.
Кстати, очевидно, что служебные переговоры с космонавтами об особенностях проведения предстоящей монтажной операции кое-кем в США были неправильно поняты и истолкованы... как следствие аварии на орбитальном комплексе. А Ляхова и Александрова "радиоголоса" нарекли даже "космическими заложниками".
Нетрудно догадаться, почему произошла такая ошибка: какое-нибудь чрезвычайное происшествие на нашем космическом комплексе было просто желательно для того, чтобы отвлечь внимание общественности от последних американских неудач с "Шаттлом" и вызвать тревогу у советских людей.
Однако телевизионные репортажи из открытого космоса о проведении монтажных операций как нельзя лучше показали, что у Ляхова и Александрова все в порядке. Но даже если бы на орбите и возникла какая-то непредвиденная ситуация, то наши космонавты, мы в этом уверены, сделали бы все от них зависящее для благополучного исхода.
В. Ляхов однажды уже доказал это. Тогда, в августе 1979 г., они с В. Рюминым вынуждены были совершить незапланированный выход в открытый космос, чтобы освободить огромную антенну радиотелескопа, которая при отстреле зацепилась за устройства, помогающие при стыковке наводить корабль на станцию. С задачей, несмотря на всю ее сложность, справились блестяще. Справились, потому что думали не только о собственной безопасности, но и о том, чтобы не пропал труд большого коллектива ученых, инженеров, техников, рабочих. В этом сказался советский характер.
Как нельзя лучше он проявился и в недавней ситуации при монтаже дополнительных панелей солнечной батареи, позволивших наполовину увеличить ее мощность. Чтобы выполнить все предусмотренные операции, Ляхову и Александрову понадобилось дважды покидать станцию и пробыть вне ее в общей сложности почти 6 часов.
Шесть часов напряженнейшего труда и внимательнейшей подстраховки друг друга. И каждое движение должно быть точным, безошибочным. А как сказал кто-то из космонавтов, работать в скафандре - все равно, что в боксерских перчатках пытаться продеть нитку через игольное ушко. Если так, то Ляхову и Александрову это удалось неоднократно. И не дрогнули они, не спасовали, потому что верили в себя, верили в технику, верили в крепкую мужскую дружбу и в своих товарищей, которые ведут постоянный контроль и направляют полет с Земли, дублируют на тренажерах основные его моменты и всегда готовы прийти на помощь. Без этой веры, мужества, чувства локтя экипажу не сделать бы порученную работу. И здесь тоже проявился советский характер.
КОГДА И АРКТИКА ОТСТУПАЕТ
А в этом примере последняя страница дописана всего несколько дней назад, когда в восточном секторе Арктики закончился беспримерный поединок людей и техники с ледовой пустыней и когда там была завершена наконец навигация нынешнего года.
Начались неприятности у моряков, ведущих снабжение строек, городов и поселков Восточной Сибири по Северному морскому пути, в конце сентября, когда от самого устья Колымы до Берингова пролива встал тяжелый припай. Для проводки судов оставался один-единственный узкий проход, но после того, как 5 октября направление ветра резко изменилось, он оказался закрыт канадским паком - мощным многолетним льдом, придвинувшимся к материку с приполюсных районов.
Такое наблюдалось впервые за последние сто лет. Справиться со льдом было подчас не под силу даже нашим прославленным атомоходам. В ледовом плену первоначально оказалось 90 транспортов с важными грузами для Чукотки и Якутии. К 7 октября 22 судам удалось вырваться из арктических тисков, за остальные пришлось вести изнурительную многодневную борьбу, собрав для этого почти весь ледокольный флот.
Западные "радиоголоса", смакуя сенсацию, не преминули "шепнуть" о причинах затянувшейся навигации в восточном секторе Арктики, хотя и "забыли" упомянуть, что информацию почерпнули из газеты "Правда" от 20 октября. Забыли наши "доброжелатели" рассказать и о мужестве советских людей, которые в конце концов победили стихию, зато было сообщено о том, что на некоторых судах кончались или кончились продукты, что затонул теплоход "Нина Сагайдак", а "Колю Мяготина" едва удалось спасти.
Но ведь этого никто и не скрывал. Отважные мореплаватели осознанно шли на риск, стремясь выполнить свой долг и доставить северянам необходимые на долгую полярную зиму строительные материалы, топливо, провизию и т. д. Советские люди старались ради советских людей.
Двое суток экипаж "Нины Сагайдак" боролся за живучесть теплохода. Сжатый льдами, он получил серьезные повреждения. В частности, был выведен из строя главный двигатель. Но и палубная команда, и машинное отделение действовали четко и выиграли первую схватку. Затем дрейфующие льды столкнули с судном танкер "Каменец-Уральский". На "Нине Сагайдак" успели спустить за борт автомобильные покрышки, бревна - все, что могло смягчить удар. Борта поливали водой. Это позволило избежать пожара, но корпусом танкера все же была распорота обшивка теплохода.
Благодаря самоотверженным действиям команды удалось заделать пробоину и даже привести в рабочее состояние сломанный руль. После этого последовало еще одно столкновение с танкером, льдом выдавило носовую переборку машинного отделения, возник пожар.
И тут моряки оказались на высоте. Несмотря на то, что для многих из них это был первый ледовый рейс, никто не растерялся, не поддался панике. Лишь когда все насосы вышли из строя и на судне находиться стало опасно, было принято решение об эвакуации. Проходила она слаженно, без сутолоки.
Так же мужественно, как на "Нине Сагайдак", вели моряки спасательные работы и на теплоходе "Коля Мяготин". После того как с помощью доставленных вертолетами стройматериалов была заделана почти трехметровая пробоина, его удалось вывести изо льдов.
Самоотверженная борьба с натиском льдов шла на каждом судне. В ней выявились все лучшие качества советского характера. Не ошибусь, пожалуй, если скажу, что эти качества проявили все участники ледовой эпопеи...
***
Советский характер... Он родился в дни Октябрьской революции, закалился в горниле классовых битв, каждое поколение придает ему новые привлекательные черты. Поди-ка раскрой их многообразие! Это и сознательное выполнение священного долга по охране рубежей нашей Родины; и желание быть в центре созидательной деятельности, прославить себя героическим трудом; и стремление, не отступая перед трудностями, познать неизведанное; и нетерпимость к тем негативным явлениям, с которыми еще приходится сталкиваться, критическое отношение к себе и многое другое.
Что же касается утверждений о "кризисе" русского духа, русского характера, то это не что иное, как дешевая спекуляция в пылу психологической войны, которую развязали и ведут против СССР и других социалистических стран США и их приспешники.