Примерное время чтения: 7 минут
245

"Титаники" под парусами

В истории мореплавания немало катастроф, которые и по сей день не поддаются объяснению...

Никак я не могу понять - что это мы так прикипели к трагедии "Титаника"? Далеко не самой загадочной, не самой нелепой и не самой необъяснимой в истории кораблестроения.

В Стокгольме есть уникальный музей "Васа". В нем стоит один-единственный корабль - великолепный королевский корабль XVII века, пролежавший на дне моря 333 года. Названный "Васа" в честь королевской династии, корабль был построен в 1628 году под нетерпеливым руководством лично Густава II Адольфа. Король требовал, чтобы ему дали самый мощный, самый быстроходный и самый вооруженный корабль. Когда корабелы попытались учесть все эти требования - корабль затонул, едва отойдя от причала. И это в августе месяце при слабом попутном ветре! Теперь "Васа" официально является национальным морским музеем, а неофициально - музеем национального головотяпства.

Конечно, шведы не могли смириться с таким положением вещей. Нашлись энтузиасты, детально исследовавшие судно. Была создана компьютерная модель корабля и смоделировано множество гипотетических ситуаций, которые могли бы привести к катастрофе. Выяснилось, что невзирая на то, что корабли в те времена строили в известной степени "на глазок", "Васа" никак не должен был утонуть! Он не имел повреждений. Сильного шквального, внезапно налетевшего ветра вроде бы не было. У корабля не было дисбаланса. Его не мог повалить на борт одновременный залп всех пушек одного борта. И так далее. Но корабль тем не менее утонул. Утонул быстро, в течение нескольких минут, прямо в гавани, глубина которой была всего 35 метров. Количество жертв в точности не известно. Но из экипажа в 137 человек и 300 человек пехоты, находившихся в этот момент на борту, уцелели немногие - так стремительно все произошло. А ведь до берега было рукой подать. Так в чем же дело?

"Васа" имел водоизмещение 1300 тонн, длину (без бушприта) 62 метра, ширину 11,7 метра (маловато для хорошей устойчивости, но ведь нужен был корабль весьма быстроходный), осадку 4,7 метра. Вооружение состояло из 64 орудий разного калибра. Общий вес вооружения приближался к сотне тонн! Три мачты несли громаду парусов, превосходящую по общей площади 2000 м2. Высота от киля до клотика фок-мачты составляла 50 метров.

Даже на первый взгляд параметры судна вызывают серьезные опасения относительно его живучести. Но живучесть в условиях боя - это одно, а элементарная плавучесть - совсем другое. Нам остается только констатировать факт - 10 августа (23 по новому стилю) 1628 года судно затонуло без каких-либо повреждений. Объяснение этому может быть только одно - корабль попросту не хотел плавать. Лег на борт, черпнул открытыми орудийными портами воды (судно готовилось к салюту) и ... "пустил пузыри".

Другой не менее красноречивый случай произошел в гавани Портсмута в июле 1545 года. Английская эскадра готовилась выступить навстречу французскому флоту. В составе эскадры находился самый большой и мощный корабль короля Генриха VIII "Мэри Роуз". Эта четырехмачтовая каракка была перестроена в 1536 году. Водоизмещение корабля составляло 700 тонн, на трех сплошных палубах (новинка для того времени) размещалась могучая осадная артиллерия: 39 больших и 53 малых орудий предназначались как для ведения морского боя, так и для разрушения фортов и береговых крепостей.

Уже были подняты якоря и паруса разворачивались на реях, наполняясь ветром. Расправляясь и хлопая, заскользили вверх кливера. После подъема брамселей "Мэри Роуз" внезапно начала крениться, потом легла на правый борт и через две минуты затонула. Из 700 находившихся на борту моряков и солдат морской пехоты спаслось только 40 человек!

Официальная причина гибели судна - плохая устойчивость из-за перегрузки артиллерией. Но за десять лет плавания по морям корабль прекрасно зарекомендовал себя как надежное и послушное судно. Его вооружение за это время не менялось. Если он проходил десять лет будучи перегруженным, то почему вдруг устал?

Надстройки "Мари Роуз" - четырех-этажная кормовая и семиэтажная носовая - возвышались над водой на высоту десятиэтажного дома. Конечно, такое чудовище должно было выглядеть неустойчивым. Но только выглядеть. Тяжелый киль и балласт надежно уравновешивали судно. Тем более удивительно, что оно затонуло при тихой погоде и так стремительно, как просто неприлично тонуть. Создается впечатление, что не только корабль, но и само дерево, из которого он был построен, попросту "забыли", что они должны плавать!

Менее показательна, однако занятна именно в свете вышесказанного, история другого корабля Генриха VIII, построенного в г. Вольвиче в 1514 году. Поражающий роскошным убранством 50-метровый корабль был во многом похож на "Мэри Роуз". Водоизмещение 1500 тонн, вооружение - 184 пушки, 43 из которых были самого крупного калибра. Передние две мачты несли прямые паруса, а на двух других стояли косые латинские. Экипаж составляли 351 человек, к которым прибавлялось 349 солдат. Судно, названное громким именем "Генри Грейс е'Дью", что можно перевести как "Великий Король Генри милостью Божьей", а сокращенно как ни странно "Гарри".

Корабль прекрасно зарекомендовал себя во всех отношениях. Но лучшее - враг хорошего. К 1536 году корабль перестроили. После этого "Гарри" стал вести себя капризно. Это касалось не только мореходных качеств, хотя перестройка корабля для увеличения количества пушек, по идее, не могла на них отразиться. Корабль словно сглазили... По необъяснимым причинам срывались с креплений пушки, шкоты подлейшим образом соскальзывали с блоков, а кливера заклинивало в полуразвернутом состоянии. В довершение всего он ухитрился сесть на мель там, где при его осадке должен был пройти совершенно беспрепятственно. Но это пока были мелкие неприятности. В августе 1553 года "Генри Грейс е'Дью" зашел на стоянку в Вольвич и сгорел как факел от одной опрокинутой свечки! Нелепая, согласитесь, смерть для боевого корабля!

Моряки - народ суеверный. А как не стать суеверным, когда подобными примерами пестрит история кораблей всех стран и народов? Корабли, поражавшие воображение современников отменной постройкой, на практике нередко демонстрировали полную неспособность держаться на плаву. А неказистые посудины, такие как барк "Индевор", судно для перевозки угля, при исключительном уродстве обнаруживали феноменальную живучесть. Именно на барке "Индевор" капитан Кук совершил свое первое кругосветное путешествие. А ведь это судно, в котором все современники в один голос отмечали нечто убогое и даже отталкивающее, никак не было приспособлено для океанских просторов.

А любимая каравелла Колумба "Нинья" (настоящее название "Санта-Клара"), та самая, на которой он поднял свой флаг после гибели "Санта-Марии", поначалу просто не поспевала за другими двумя кораблями и вынудила Колумба произвести переделки во время пути. На Канарских островах он заменил на грот и фок-мачтах "Ниньи" косые паруса прямыми. Это было единственное судно, которое участвовало в первых двух экспедициях Колумба. Потом "Нинья" прожила долгую и весьма содержательную жизнь. В 1499 году другой капитан ходил на ней к Гаити.

А "Титаник"... что "Титаник"? Он хоть и без парусов, но очень большая галоша, которую в погоне за сенсацией провозгласили чем-то особенным. Построили с большим количеством очевидных ошибок, да еще вознамерились побить рекорд скорости. Было бы удивительно, если бы он не пошел ко дну! Не в этот раз, так в другой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно