С началом разбойничьей агрессии Израиля против Ливана пропагандисты Запада усиленно распространяют измышления о превосходстве боевой техники стран НАТО, щедро поставляемой антинародным, расистским режимам, над техникой, находящейся в распоряжении войск развивающихся стран. При этом, естественно, делаются попытки приуменьшить возможности советской боевой техники, предоставленной развивающимся странам для защиты их суверенитета и независимости. Речь, в частности, идет о наших самолетах-истребителях.
ФАКТЫ ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ
НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ назад в заявлении, опубликованном в печати, представитель главного командования вооруженных сил Сирийской Арабской Республики опроверг домыслы о якобы имевшем место превосходстве израильской (точнее, американской) военной техники и вооружения, применявшимися агрессором. Сирийские войска, отмечал он, используя советское оружие и боевую технику при отражении атак израильтян, нанесли им значительный урон. Израильские летчики на своем опыте убедились в высокой выучке сирийских пилотов. 67 самолетов противника, в том числе F-15 и F-16 американского производства, не вернулись на свои аэродромы.
Ранее в западной прессе появлялось немало сообщений о высоких качествах советской авиационной техники (в частности, самолета МИГ-21), эксплуатировавшейся в странах Европы, Ближнего Востока, Африки и Юго- Восточной Азии. МИГ-21 высоко оценили летчики американских ВВС. После того как во время войны Израиля с Сирией и Египтом несколько самолетов МИГ-21 были захвачены израильтянами, один истребитель, по сообщению иностранной печати, был секретно доставлен в США. Летчики ВВС получили задание испытать его в воздухе с целью получения оценочных данных о конструкции и возможностях самолета.
МИГ-21 участвовал в имитированных воздушных боях с американскими истребителями. Летчики, пилотировавшие самолет, дали ему очень высокую оценку, считая, что наиболее эффективен он на высотах более 7600 метров. Американские конструкторы скрупулезно использовали все лучшее, что было в МИГе, при разработке нового самолета F-15.
СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ
На самолетах с маркой МИГ, созданных под руководством А. И. Микояна, установлено немало мировых рекордов. Так, в мае 1975 года средства массовой информации сообщили о рекордных полетах советских летчиков-испытателей: Герой Советского Союза П. Остапенко за три минуты вывел самолет на высоту 30 км, а Герой Советского Союза А. Федотов достиг высоты 35 км за 4 минуты.
Эти рекорды показали, что конструкторы и ученые Советского Союза решили важнейшую научно-техническую проблему - создали новые жаропрочные материалы и новые мощные системы охлаждения, позволяющие строить самолеты, способные достигать скорости до 3 тыс. км/ч и подниматься на огромную высоту.
Семейство МИГов свою родословную ведет от МИГ-1 - самого скоростного серийного истребителя своего времени, предназначенного для боевых действий на больших высотах. Разработал его А. И. Микоян совместно с М. И. Гуревичем в 1940 году. С той поры опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое А. И. Микояном, в борьбе за скорость и высоту шло в первых рядах.
После второй мировой войны реактивная авиация совершила качественный скачок. А. И. Микоян был в числе пионеров реактивной авиации. В 1946 г. коллектив под его руководством создал первый советский истребитель с турбореактивными двигателями (ТРД) МИГ-9, а год спустя - МИГ-15 со стреловидным крылом и оперением. Его первый полет состоялся 30 декабря 1947 года, была достигнута скорость 1050 км/час. Имея двигатель примерно такой же мощности, как у американского самолета "Сейбр", МИГ-15 был на 1312 кг легче, а значит, имел лучшую скороподъемность, особенно на высотах более 8000 метров. Потолок МИГ-15 был равен 15 000 м - на 2500 м больше, чем у "Сейбра". Превосходил он (и значительно!) и по вооружению: на МИГ-15 стояло три пушки (одна - 37-мм, две - 23-мм), подвешивались НУРСы, а "Сейбр" имел лишь шесть пулеметов калибра 12,7 мм.
Высокими боевыми качествами обладал самолет МИГ-17, на котором впервые была превышена скорость звука. Самолет применялся во время конфликта на Ближнем Востоке в 1956 г. Он значительно превосходил французский истребитель "Мистер-IV".
ПРОВЕРЕН В БОЯХ
Появление в 1958 г. МИГ-21 означало, что на вооружение Советских ВВС поступил истребитель, развивающий скорость, в два раза превышающую скорость звука.
Истребители-перехватчики МИГ-21 отличаются высокой тяговооруженностью, то есть отношением тяги двигателя к весу самолета. Это значит, что характеристики взлета и разгона, скороподъемности дают ему возможность взлетать вертикально и быстро набирать высоту.
Потолок этого самолета превышает 20 000 метров.
Взлетно-посадочные характеристики МИГ-21 позволяют эксплуатировать его как на аэродромах с твердым покрытием, так и на грунтовых. Он оснащен современной аппаратурой и приборами пилотирования и прицеливания.
Для борьбы с воздушным противником МИГ-21 имеет мощное вооружение. На одной из его модификаций установлены 30-мм пушка НР-30, ракеты класса "воздух - воздух", реактивные снаряды, бомбы. Для прицеливания при ведении огня из пушки, пуска ракет и бомбометания в кабине летчика установлен автоматический стрелковый прибор. Ракетами класса "воздух - воздух" самолет поражает воздушные цели, а реактивные снаряды используются для поражения и воздушных и наземных целей. Самолет может нести две бомбы или два зажигательных бака.
Преимущества самолета МИГ-21 перед иностранными истребителями заключаются в удобстве управления и обслуживания в сочетании с хорошими летными качествами. Не случайно пилоты зарубежных стран, в которые поступает МИГ-21, успешно овладевают машиной. Так, например, летчики одного из истребительно-авиационных полков Социалистической Республики Вьетнам провели более 200 боев. Смело вступая в единоборство с американскими воздушными пиратами, они уничтожили 137 самолетов 14 типов. Командир этого полка, подполковник Чан Вьет, лично сбил четыре "Фантома".
Это ли не свидетельство высокого качества советской авиационной техники, ее широких возможностей и надежности!
Советская техника не стоит на месте. Она совершенствуется, впитывая все достижения научно-технического прогресса. Продолжают совершенствоваться и завоевавшие широкую известность МИГи.
Полковник Н. ЕЛЬШИН
Полностью статья этого автора опубликована в журнале "Советское военное обозрение", 1984 г. N 1.