Беседа нашего корреспондента А. Апполоновой с заместителем министра внутренних дел СССР Б. К. ЕЛИСОВЫМ
КОРР: Борис Кузьмич, в буржуазной прессе часто встречается утверждение о том, что тунеядство - якобы, одно из непременных сопутствующих явлений нашего образа жизни. Каково Ваше мнение по этому поводу?
ЕЛИСОВ: Тезис, конечно, в высшей степени лживый. Социалистическое общество - это общество людей труда. Честный, сознательный труд советских людей на общее благо - наиболее характерная черта нашего образа жизни. По мере упрочения социализма в нашей стране постоянно обеспечивалась как материальная основа всеобщности труда, так и формирование сознательного отношения к нему, потребности трудиться для общего блага.
Партия и правительство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только производительным, но и содержательным, интересным, творческим, делается все необходимое, чтобы последовательное осуществление принципа всеобщности труда шло на благо каждому отдельному человеку и всему обществу.
При социализме труд является не только экономической, но и нравственной категорией. Не случайно в Конституции СССР записано: "Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины". Это требование Основного Закона нашей страны стало нормой поведения советских людей.
Вот почему даже отдельные факты уклонения некоторых граждан от общественно полезного труда вызывают гневное возмущение честных тружеников. К сожалению, такие факты имеют место. Есть еще люди, которые не хотят трудиться, стремятся жить за счет других. Их справедливо в народе называют тунеядцами. Явление это не массовое, как пытаются представить его наши идейные противники, но игнорировать его мы не вправе.
Общественная опасность этого явления состоит в том, что тунеядцы способствуют культивированию взглядов паразитизма, презрительного отношения к труду. Тем самым они наносят не только материальный ущерб, но и моральный вред нашему обществу, особенно воспитанию подрастающего поколения. Социальная опасность тунеядства заключается также и в том, что оно является одним из условий, порождающих преступность.
КОРР: Какие меры принимаются к лицам, уклоняющимся от общественно полезного труда?
ЕЛИСОВ: На XXVI съезде КПСС была поставлена задача всеми организационными, финансовыми, юридическими средствами надежно закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на социалистическую собственность.
Выполняя эти указания, органы внутренних дел в тесном взаимодействии с общественностью приняли ряд мер к активизации борьбы с лицами, ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни. Особое внимание при этом обращено на своевременное выявление этих лиц, их трудовое устройство и закрепление в коллективах.
Ведущая роль в этом принадлежит исполкомам местных Советов народных депутатов, которые в соответствии с законодательством обеспечивают трудовое устройство лиц, не занятых общественно полезным трудом, с учетом имеющихся у них профессиональной подготовки и образования (не позднее 15- дневного срока со дня обращения за содействием в трудоустройстве). Предписания исполкомов местных Советов о трудоустройстве таких лиц обязательны для руководителей предприятий, учреждений и организаций. Последние должны принимать меры к закреплению этих лиц в трудовых коллективах, организовывать их профессиональное обучение, проводить с ними воспитательную работу.
И нужно сказать, что на многих предприятиях страны с большой ответственностью относятся к этому делу. За бывшими тунеядцами закрепляются шефы-наставники, что позволяет вести целенаправленную индивидуально-воспитательную работу, прививать добросовестное отношение к труду и закреплять подавляющее большинство указанной категории лиц в трудовых коллективах. Многие из них обрели способность трезво оценивать свое прежнее поведение.
Однако бывает и так, что отдельные граждане, несмотря на проявленную к ним заботу в решении вопросов трудового, а иногда и бытового устройства, все же не хотят трудиться. После трех месяцев уклонения от общественно полезного труда соответствующим органом внутренних дел делается официальное предостережение о недопустимости ведения такого образа жизни.
В том случае, когда в течение месяца после такого предостережения и оказания содействия в трудоустройстве лицо без уважительных причин не поступило на работу, оно привлекается к уголовной ответственности по статье 209-й Уголовного кодекса РСФСР (и соответствующим статьям уголовных кодексов союзных республик).
С учетом личности виновного судом может быть назначена мера наказания: лишение свободы на срок от одного года до двух лет или привлечение к исправительным работам на тот же срок. Ранее судимого за это преступление, но по-прежнему ведущего паразитический образ жизни наказывают лишением свободы на срок от одного до трех лет.
КОРР: А какова роль в борьбе с тунеядством воспитательно-трудовых профилакториев?
ЕЛИСОВ: Законодательством предусмотрен новый вид уголовного наказания за ведение паразитического образа жизни: направление в воспитательно-трудовой профилакторий на срок до двух лет. Эту меру суд может применять к лицу, признанному виновным в занятии бродяжничеством, либо за то, что лицо ведет иной паразитический образ жизни (тунеядство) вместо направления в исправительно-трудовую колонию. Созданы такие учреждения в системе МВД СССР. Их задача заключается в том, чтобы прежде всего приобщить помещенных в них лиц к общественно полезному труду, обучить их производственным специальностям, если они не обладают достаточной профессиональной квалификацией либо утратили ее, а главное - восстановить навыки систематического труда и привычку соблюдения трудовой дисциплины.
Следует особо подчеркнуть, что на лиц, отбывающих наказание в воспитательно-трудовых профилакториях, распространяется общее законодательство о труде. Время пребывания в профилактории засчитывается в трудовой стаж и не влечет судимости.
После освобождения из воспитательно-трудового профилактория человек может рассчитывать на содействие (в случае необходимости) в трудоустройстве со стороны администрации профилактория, а также исполкомов местных Советов народных депутатов и органов внутренних дел по месту избранного жительства освобожденного.
В заключение хочу сказать, что перечисленные меры далеко не исчерпывают работу, которую проводят правоохранительные органы совместно с другими государственными и общественными организациями по предупреждению и пресечению различных проявлений паразитизма со стороны некоторых граждан. Борясь с этими антиобщественными проявлениями, они борются за человека, помогают партии укреплять государственную дисциплину, повышать производительность труда, способствуют утверждению здорового нравственного климата как одной из основ социалистического образа жизни.