Прошу рассказать, какие меры принимались во время Великой Отечественной войны для пресечения действий вражеской агентуры в партизанских отрядах, действовавших на территории Белоруссии.
А. Осколович, Минск
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ и правильно оценить всю сложность и трудность конкретной боевой обстановки, в которой действовала и успешно сражалась с врагом контрразведывательная служба партизанских формирований в Белоруссии, глубину и остроту схваток с разного рода разведывательными, контрразведывательными, карательными органами противника и их агентурой, необходимо хотя бы кратко охарактеризовать те силы, которые пытались путем провокаций, шпионажа, террора сломить или, как минимум, серьезно ослабить борьбу народных мстителей.
Захватнические планы вермахта, направленные на разгром первой в мире страны социализма, человеконенавистническая идеология нацизма, основанная на идее превосходства арийской расы, на ее праве подчинять, уничтожать и превращать в рабов все другие народы, антикоммунизм, оправдывавший любые преступления против советских людей, легли в основу всей практической деятельности спецслужб нацистской Германии. Они заранее начали целенаправленную, тщательную и разностороннюю подготовку к будущей борьбе с советскими патриотами на оккупированной территории СССР. Создавались или резко усиливались органы спецслужб, предназначенные для войны против Советского Союза.
В начале 1941 г. руководящий центр фашистской разведки и контрразведки вермахта "Абвер-Заграница" организовал специальный орган "Штаб Валли", который должен был руководить деятельностью подразделений "Абвера-1" (разведка), "Абвера-2" (диверсии и террор), "Абвера-3" (контрразведка). При группах армий "Центр", "Север", "Юг" были созданы абверкоманды, которые, в свою очередь, возглавляли различные по функциям абвергруппы и школы по подготовке агентуры. Противником народных мстителей, с которым они чаще всего сталкивались, являлся "Абвер-3".
Осенью 1941 г. на территории Белоруссии в состав оккупационных войск входили подразделения более 6 охранных дивизий, 8 полевых дивизий и 4 артиллерийских полка. В 1942 г. в борьбе с партизанским движением участвовали подразделения уже из 39 дивизий, а также 16 полицейских и 10 артиллерийских полков. В 1943 - 1944 гг. против белорусских партизан и подпольщиков было брошено не менее 580 тыс. захватчиков и их пособников.
Фашистские спецслужбы в борьбе против партизан и подпольщиков делали основную ставку на создание и устойчивое функционирование сети агентуры - шпионов, осведомителей, провокаторов, диверсантов и террористов. Они вербовали ее, применяя самые изощренные методы. На службу к врагу шли отдельные участники белогвардейской эмиграции, буржуазные националисты, бывшие кулаки, лица, ранее репрессированные Советской властью за контрреволюционную деятельность, уголовники. Широко использовались также полицейские и члены их семей. Кстати, с помощью националистов формировались лжепартизанские отряды и делались попытки подрыва партизанского движения изнутри.
С ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ войны в Белоруссии для борьбы с агрессором по призыву Коммунистической партии стали создаваться партизанские группы и отряды. В августе 1941 г., по данным ЦК КП(б)Б, на территории республики действовал 231 партизанский отряд общей численностью свыше 12 тыс. человек, большинство которых составляли местные жители - рабочие, колхозники, народная интеллигенция. В авангарде борьбы шли коммунисты. Всего по линии ЦК и обкомов партии были отобраны и оставлены для организации работы в тылу врага 1215 коммунистов. Уже осенью 1941 г. гитлеровцы были вынуждены признать грозный размах народного движения в их тылу, его четкую политическую направленность.
Руководство борьбой партизан против фашистских спецслужб осуществляли подпольные партийные комитеты, коммунисты, работавшие в органах контрразведки.
Партизанская контрразведка пользовалась доверием и поддержкой трудящихся, которые были ее основной опорой.
Основными направлениями контрразведки были ограждение партизанских бригад и отрядов от проникновения вражеской агентуры, выявление предателей и изменников в населенных пунктах, контролируемых противником. Наряду с этим оказывалась всесторонняя помощь органам госбезопасности и военной контрразведки в предупреждении и пресечении действий шпионов и диверсантов, заброшенных в расположение частей действующей армии и в советский тыл.
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ борьбы с агентурой вражеских спецслужб можно судить по справкам ЦК КП(б)Б от 15 января и 11 апреля 1942 года. Из них следует, что, по неполным данным, партизаны Белоруссии выявили и уничтожили 632 шпиона, предателя, провокатора и полицейского. Тем самым был нанесен ощутимый удар по агентурной сети разведывательной, контрразведывательной и других карательных служб оккупантов, что во многом сорвало планы врага по разгрому партизанского движения.
Система партизанской контрразведки быстро расширялась в связи с созданием ее в тех бригадах и отрядах, где ее не было, и образованием новых формирований. Если за 4 месяца 1943 г., по данным Белорусского штаба партизанского движения (БШПД), количество партизан возросло с 64 до 81 тыс., то есть примерно на 27 проц., то количество контрразведывательных органов в целом - в 4 раза.
На июнь 1943 г. в 78 из 81 бригады и в 213 из 551 отряда были назначены и активно работали начальники особых отделов или заместители командиров по разведке и контрразведке. Однако эта система была еще далеко не полной и не везде распространенной. В 1943- 1944 гг. в ряды народных мстителей вступили 209 тыс. человек. Всего, по расчетам БШПД, общая потребность в руководящих кадрах для борьбы с фашистскими спецслужбами и ведения разведки определялась в 2 тыс. человек.
Значительную помощь партизанам, в том числе и контрразведке, оказывали подпольщики.
Активно взаимодействовала партизанская контрразведка со спецгруппами советской разведки, которые помогали партизанам в борьбе со спецслужбами фашистов, в ряде случаев ее возглавляли, проводили обучение сотрудников контрразведки.
За время оккупации были выявлены активные пособники врага. Многие из них после войны понесли заслуженную кару; было выявлено более 5 тыс. фашистских агентов, вывезено в советский тыл до 100 крупных гитлеровских шпионов и сообщено о заброске в советский тыл 122 шпионов с указанием фамилий, примет, заданий и района выброски.
В ходе развития партизанского движения постепенно была создана четкая и высокоцентрализованная система контрразведывательной службы на всех уровнях партизанских формирований, что являлось непременным условием ее высокой результативности. Все попытки фашистских спецслужб подорвать партизанское движение потерпели крах.
В. КИСЕЛЕВ, кандидат исторических наук