Советский Союз - единственная крупная промышленно развитая страна, которая не только полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных ресурсов, но и экспортирует топливо и электроэнергию. Однако вопрос бережного отношения к энергоресурсам у нас стоял всегда. А сейчас он особенно актуален.
В связи с этим в буржуазной прессе нередко пишется, что наша страна испытывает нехватку топливно-энергетических ресурсов и поэтому в СССР "схватились" за их экономию.
Советские люди, борясь за всемерную экономию энергоресурсов, заботятся прежде всего о будущих поколениях, чего, кстати, нельзя сказать о предпринимателях "свободного мира", которые стараются из всего извлечь сиюминутную выгоду.
О том, что делается в СССР в деле экономии топливно-энергетических ресурсов, металла, древесины и т. д., рассказывается в публикуемых статьях доктора экономических наук, профессора Г. Я. КИПЕРМАНА.
***
ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЭКОНОМИТЬ
БЕРЕЖНОЕ, рачительное отношение к результатам общественного труда, экономия ресурсов всегда имели важное значение для успешного развития социалистической экономики, повышения народного благосостояния. В современных условиях значение экономии еще больше возрастает. Прежде всего надо учитывать, что возросли масштабы производства и в этой связи увеличилась потребность во всех видах материальных ресурсов. Сейчас, например, в СССР ежедневно расходуется сырья, материалов, топлива и энергии на 1,7 млрд. рублей.
Усложнились и условия их добычи. Основные "подземные кладовые" "перемещаются" в восточные и северные районы страны, зачастую малообжитые, поэтому первоначальные затраты, капитальные вложения в расчете на единицу продукции там выше, чем в хорошо обжитых областях.
Кое-где наиболее богатые по содержанию рудные месторождения уже выработаны. Приходится вовлекать в производство относительно бедные, требующие увеличения затрат на единицу получаемого полезного вещества. Труднее стало добывать, например, уголь, пласты которого залегают на больших глубинах. В результате глубина угольных шахт за последние 17 лет в среднем возросла в полтора раза. А средняя глубина нефтяных скважин уже превысила 3 тыс. метров.
В этих условиях, как отмечалось на декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "современные масштабы и темпы развития производительных сил требуют изменения отношения к вопросам, связанным с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Это задача большой экономической и социальной значимости. Ведь речь, по существу, идет о здоровье людей и о бережном, хозяйском подходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы и будущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующие поколения".
Чтобы убедиться в этом, приведем несколько цифр.
По ряду объективных причин, о которых мы уже говорили, добыча угля, нефти, руды черных металлов, лесозаготовки в текущем году не могут возрастать высокими темпами, в то же время выпуск промышленной продукции намечено поднять в целом на 3,8 проц., в том числе производство проката - на 1,3, продукции машиностроения и металлообработки - на 5,8 процента. Ясно, что добиться этого можно лишь при улучшении использования металла: его расход в расчете на рубль национального дохода должен снизиться в 1984 г. на 2,5 процента.
Заготовка древесины в нынешнем году практически не увеличивается, однако планируется выпустить древесностружечных плит на 10,5 проц., древесноволокнистых - на 9,4, фанеры - на 28 проц. больше, чем в 1983 году. Очевидно, что эти задания становятся реальными лишь при улучшении использования древесины, ее экономии.
ЦЕНА ОДНОГО ПРОЦЕНТА
Сегодня "вес" одного процента экономии материальных ресурсов чрезвычайно велик. До статочно сказать, например, что при такой экономии общественный продукт страны увеличивается за год на 10 млрд. руб., а национальный доход - примерно на 7 млрд. рублей. Чтобы яснее представить значение последней цифры, скажем, что этой суммы достаточно для строительства двух таких гигантов, как Волжский автомобильный завод в г. Тольятти, который выпускает более 710 тыс. штук легковых автомобилей в год.
Если же снизить расход электроэнергии в производстве и быту всего на 1 проц., то за год это даст экономию 14 млрд. КВт - больше, чем производит любая ГЭС на Волге. Экономии же одного киловатт часа в день достаточно, чтобы добыть 40 кг угля или испечь 120 кг хлеба.
Следовательно, прямая выгода тут очевидна. Но кроме того, есть выгода и косвенная. В результате экономии сокращается потребность в капитальных вложениях, рабочей силе, транспортных перевозках и т. д. Сейчас, например, чтобы увеличить топливно- энергетические ресурсы на 1 проц., надо израсходовать примерно 30 млрд. руб. капиталовложений. Можно считать, что при экономии 1 проц. материальных ресурсов примерно на ту же сумму уменьшается и потребность в капитальных вложениях.
Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство придают вопросу бережного отношения к сырью и материалам первостепенное значение. Так, 30 июня 1981 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов", которое стало программным документом для решения этой важнейшей задачи. Дополнительные меры по экономии осуществляются и на основании решений ноябрьского (1982 г.) и декабрьского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС.
В план работы каждого предприятия, объединения, министерства сейчас вводится лимит - предельный размер затрат материальных ресурсов. В целом по промышленности в расчете на один рубль товарной продукции расходуется материальных ресурсов на 63 копейки. По отраслям же этот показатель существенно колеблется: в машиностроении он составляет 53 коп., в легкой промышленности - 80, пищевой - 82 копенки.
В государственном плане на нынешнюю пятилетку установлены задания по снижению средних норм расхода 55 видов материальных ресурсов: металла, топлива, энергии, цемента, лесоматериалов и т. д. В результате под контролем находится более половины всех материальных затрат. Кроме того, по отдельным, наиболее важным видам изделий, например конкретным типам тракторов, двигателей, тепловозов и т. д., в одиннадцатой пятилетке впервые централизованно установлены индивидуальные нормы расхода материальных средств.
Определяются также коэффициенты использования металлов и некоторых других материалов, регламентирующие предельно допустимую величину отходов и потерь. Например, коэффициент использовании проката черных металлов в машиностроении и металлообработке в 1980 г. составил 0,735, а в 1985 г. дол жен быть доведен до 0,78 - 0,79.
СТИМУЛЫ БЕРЕЖЛИВОСТИ
В последние годы существенно усилены действовавшие ранее и введены новые формы поощрения за экономию. Так, если материальные затраты по сравнению с утвержденным лимитом уменьшены, то в поощрительные фонды предприятий отчисляется часть экономии. За превышение нее лимита установлены штрафные санкции.
На премирование может быть выделено до 75 проц. сэкономленной суммы. В некоторых отраслях народного хозяйства в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 мая 1982 г. "О размерах суммы экономии материальных ресурсов, направляемой на выплату премий" эта доля еще выше: в сельском хозяйстве - 88 проц. экономии, в полиграфической промышленности - 90 проц. от стоимости сэкономленной бумаги и картона, на автотранспорте - 95 проц. от экономии горючего и т. д.
Таким образом, задания по экономии сочетаются с материальной заинтересованностью и ответственностью за их выполнение. И уже сегодня это дает ощутимые результаты. В 1983 г., например, экономия сырья, материалов, топлива и энергии в денежном выражении составила 2 млрд. рублей.
Наибольший эффект дают разрабатываемые на многих предприятиях комплексные программы экономии, в которых предусмотрена взаимосвязь технических, организационно-экономических и воспитательных мероприятий. Их мы рассмотрим в следующей статье.